Примерное время чтения: 11 минут
12256

Великая ода мафии. 50 фактов о фильме «Крестный отец»

«Крестный отец»,1972. На фото: Аль Пачино и Марлон Брандо.
«Крестный отец»,1972. На фото: Аль Пачино и Марлон Брандо. www.globallookpress.com

24 марта 1972 года в США и Канаде состоялась премьера фильма «Крестный отец». В этом году знаменитую ленту снова выпустили на экраны. В честь 50-летия АиФ.ru собрал 50 фактов о легендарной киноистории.   

1. В 1960-е годы Марио Пьюзо был не самым удачливым писателем. Отец пятерых детей, он страдал игроманией и был буквально разорен. Кредиторы грозились серьезно покалечить его, если литератор не вернет им $11000. 

2. Только ради того, чтобы расквитаться с долгами, Пьюзо написал сценарий фильма «Мафия» и принес его на киностудию Paramount. Там автору посоветовали написать книгу и тут же забыли про него.  

3. «Мне стыдно говорить, но “Крестного отца” я написал исключительно по своим литературным изысканиям. Я никогда не встречал настоящего кристально честного гангстера», — признавался потом писатель. 

4. Согласно слухам, Пьюзо вдохновлялся романом Достоевского «Братья Карамазовы». 

5. Пока книга готовилась к печати, в издательстве произошла утечка информации, и на киностудии Paramount решили снимать фильм по роману Пьюзо. За право экранизации писатель получил $2 млн. 

Марио Пьюзо. 1994 г.
Марио Пьюзо. 1994 г. Фото: www.globallookpress.com

6. Большого успеха от гангстерской драмы на студии не ждали, пока изданная в 1969 году книга «Крестный отец» не приобрела бешеную популярность.

7. Роман малоизвестного автора Пьюзо продержался в чарте бестселлеров «NY Times» больше 60 недель.

8. Практически никем был в то время и режиссер Фрэнсис Форд Коппола. Чтобы доказать, чего он стоит, он даже основал с другом Джорджем Лукасом компанию American Zoetrope. Но успех пришел к Копполе с другой стороны…

9. Снимать «Крестного отца» киностудия хотела доверить Серджо Леоне. Но он отказался и потом сильно жалел. Спустя 11 лет режиссер взял реванш, рассказав свою историю о гангстерах — «Однажды в Америке».

10. Также ответили отказом режиссеры Элиа Казан и Коста-Гаврас. 

11. Коппола, как и Пьюзо, ничего толком не знал о гангстерах. Больше того, он даже не дочитал книгу «Крестный отец», которой многие восхищались, устав от переизбытка эротических сцен. «Треть книги посвящена анатомическим проблемам второстепенной героини», — признавался режиссер спустя годы.

12. Продюсеры подписали контракт с Копполой, рассчитывая на его итальянское происхождение и неизвестность как режиссера (можно было сэкономить на гонораре). 

13. В процессе переговоров Фрэнсису удалось увеличить бюджет фильма с $2,5 млн до $6 млн.

14. Во время съемок продюсеры были недовольны Копполой. Но продолжалось это лишь до тех пор, пока он не получил «Оскара» за сценарий фильма «Паттон».

Американский режиссер Фрэнсис Форд Коппола на съемках фильма «Крестный отец». 1972. США
Американский режиссер Фрэнсис Форд Коппола на съемках фильма «Крестный отец». 1972. США Фото: www.globallookpress.com

15. Прототип Вито Корлеоне — знаменитый гангстер Джозеф «Джо» Бонанно.

16. Corleone — название небольшого городка в Сицилии.

17. На роль дона Корлеоне прочили Лоренса Оливье, Берта Ланкастера, Энтони Куинна, Рафа Валлоне, Эрнеста Боргнайна. Поговаривали, что сами просились на роль «крестного отца» Орсон Уэллс и даже Фрэнк Синатра.

18. Пьюзо видел в роли дона Корлеоне только Марлона Брандо. Того же мнения был и Коппола.  

19. Продюсеры были категорически против участия звездного Брандо (репутация у него была, прямо скажем, не очень) и выставили три, как им казалось, невыполнимых условия: актер работает бесплатно, в случае срыва съемок платит неустойку в $1 млн, участвует в пробах на общих основаниях.   

20. Чтобы сделать пробы, Коппола взял двух операторов и поехал к Брандо домой. Увидев кадры с «настоящим гангстером», продюсеры не нашли возражений. 

21. Вопреки опасениям продюсеров, Марлон не сорвал ни одного съемочного дня. 

22. Брандо часто шутил, устраивал розыгрыши. Например, в сцене, где гости фотографировались на свадьбе дочери дона Корлеоне, актер внезапно снял штаны и показал всем зад. В этот момент на площадке было 500 актеров и статистов. 

23. Пробы неизвестных Джеймса Каана, Роберта Дюваля и Дайан Китон режиссер делал в своем доме. Мужчин даже стригла жена Копполы, чтобы они стали похожи на героев.  

24. Роль Майкла Корлеоне могли сыграть Роберт Редфорд, Уоррен Битти, Джек Николсон, Дастин Хоффман, Роберт де Ниро.

25. «Неизвестный некрасивый коротышка» Аль Пачино не устраивал никого, кроме Копполы. Во время съемок продюсеры долго не могли понять, когда же актер начнет играть.  

26. Пачино согласился на гонорар в $35 тысяч. 

27. Синатру считали протототипом Джонни Фонтейна. Он и сам думал, что этот образ в книге списан с него, и даже наорал на Пьюзо, встретив его случайно в ресторане. Так что в фильме Фонтейн практически не появляется. 

28. Сцену, в которой Сонни избивает Карло, снимали 4 дня. Участвовали в ней 700 статистов. 

29. Настоящие гангстеры создали Лигу защиты прав италоамериканцев. Одним из направлений их борьбы стало искоренение из частого употребления слова «мафия». Продюсеры «Крестного отца» подверглись слежке и запугиванию. Одному из них даже пришлось идти на встречу с гангстерами. К счастью, слово «мафия» встречалось в тексте только один раз…

30. Фильм «Крестный отец» был снят за 4 месяца.

31. Для мафиози был устроен специальный тайный показ. На киностудии об этом «проступке» продюсеров не знали. Однако гости были в восторге. Фильм стал для американских гангстеров культовым.

32. «Крестный отец» стартовал сразу на 400 экранах. Но люди все равно платили перекупщикам за билеты в 3-4 раза больше, чтобы побыстрее попасть на сеанс.

33. В день премьеры 32-летний Коппола страшно нервничал: «Думаю, провал неизбежен. Что я сделал? Взял популярный, полный пикантности и “клубнички” роман, и превратил его в бесконечную болтовню шайки бандитов в полутемных интерьерах».

34. Незадолго до премьеры Коппола пошутил в разговоре с продюсерами: если фильм соберет $50 млн, они купят ему лимузин «Мерседес-600». Когда сборы перевалили за $100 млн, Коппола пошел заказывать автомобиль, на котором ездили Папа Римский и Франсиско Франко. 

35. Спустя несколько месяцев «Крестный отец» стал самым кассовым фильмом в истории США, побив рекорд «Унесенных ветром».

36. Во время предвыборной кампании Ричарда Никсона его сравнивали с Вито Корлеоне. И звучало это как… комплимент. Прижился после выхода фильма и термин «крестный отец». 

37. На церемонии вручения «Оскара» в 1973 году Коппола получил высшую кинонаграду за сценарий. А «Крестный отец» стал стал лучшим фильмом. 

38. Брандо был назван лучшим актером 1972 года. Но от присужденного ему «Оскара» отказался, выразив таким образом протест против дискриминации коренного населения Америки.

39. Композитор Нино Рота был номинирован на «Оскар» за лучшую музыку к фильму, но номинацию отменили, когда выяснилось, что он не писал новую музыку целиком, а использовал и переработал свои мелодии из фильма «Фортунелла». 

40. По версии Американского института кино, «Крестный отец» занимает 1 место в списке десяти лучших гангстерских фильмов. 

41. Спустя два года после премьеры Коппола решил закрепить успех и снял ленту «Крестный отец-2».

42. «Крестный отец-2» получил 6 «Оскаров».

43. В Советском Союзе Роман Пьюзо сначала ходил в самиздате, пока в 1987 году его не опубликовал журнал «Знамя». 

44. Фильм «Крестный отец» был одним из главных хитов подпольного видеорынка СССР. Но знали его даже те, у кого не было «видика». 

45. В 1985-1989 гг. лента Копполы находилась в черном списке МВД СССР как «пропагандирующая культ насилия». 

46. Все части «Крестного отца» Советский Союз купил только в 1990-м, когда вышла третья часть легендарной киносаги. По неофициальной информации, — за $200 000.

47. Презентация фильма в СССР состоялась в кинотеатре «Россия». Спонсор потратил на нее 100 тысяч рублей. Ведущим был Никита Михалков, которого называют другом Копполы. Билеты стоили 17-25 рублей. 

48. Песню «Speak Softly Love» на мелодию Нино Рота из фильма «Крестный отец» пели Муслим Магомаев — на итальянском, София Ротару — на украинском, Ренат Ибрагимов, Эмиль Горовец и Нина Бродская — на русском.

49. Реставрация трех частей фильма к 50-летию премьеры «Крестного отца» заняла 3 года. Специалисты изучили 300 коробок с кинопленкой. Более 4000 часов они устраняли разводы на негативах, восстанавливали цвет. Более 1000 часов занимались цветокоррекцией. 

50. В повторном прокате картина стала доступна в формате 4К Ultra HD.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах