Советское кино несколько десятилетий жило под цензурой. Проекты, которые шли вразрез с общей политикой коммунистической партии или могли навести зрителя на неправильные — с точки зрения властей — мысли, прекращались на самых разных стадиях производства. Какие-то сценарии не пропускали худсоветы киностудий, какие-то картины выходили в очень ограниченный прокат и, разумеется, не могли рассчитывать на массовую аудиторию, а какие-то просто ложились на полку — или даже уничтожались. Официально считается, что с цензурой в кино покончил V съезд кинематографистов СССР, который в мае 1986 года устроил чуть ли не революцию — делегаты буквально свергли кинодеятелей, которые, по их мнению, олицетворяли застойные явления и не отвечали требованиям недавно объявленной перестройки. Среди них были знаковые фигуры советского кино — Лев Кулиджанов, Станислав Ростоцкий, Сергей Бондарчук.
И так совпало, что аккурат после съезда кинозалы Советского Союза заполонили фильмы, к которым намертво приклеился ярлык «перестроечного кино» — не слишком умелые, не слишком увлекательные картины на злободневные тогда темы. Многие из них уже давно и прочно забылись; а такое явление, как «кооперативные фильмы» — первая, робкая и не очень удачная попытка создать отечественное независимое кино — вообще ушло в историю. Конечно, и в тот период случались удачные работы, но основное наполнение «золотого фонда кино СССР» составляли ленты, выпущенные до «революционного» съезда, под гнетом цензуры и волюнтаризма партийных вождей.
Что любопытно, уже в независимой России многие кинематографисты начали задумываться не о поиске новых идей, сюжетов и героев, а о продолжении эксплуатации старых — то есть о выпуске продолжений успешных советских франшиз. Но появилась новая проблема — отсутствие государственного финансирования. Например, задуманный сиквел «Пиратов XX» века, самого кассового отечественного фильма (его посмотрели около 90 млн человек), так и не сложился из-за отсутствия денег, хотя Николай Еременко-младший готов был вернуться к своей роли. Но на некоторые проекты средства, к сожалению, находились.
«Зимняя вишня 3», 1995
Режиссер Игорь Масленников славен не только тем, что в условиях СССР создал абсолютно каноничные образы истинных британцев — Шерлока Холмса и доктора Ватсона. В 1985 году он снял мелодраму об одиночестве мужчин и женщин «Зимняя вишня» с Еленой Сафоновой в главной роли. Это было, правда, уже во время падения цифр советского проката — аудитория картины составила лишь 32,1 млн человек, но и такие скромные цифры позволили ленте занять 4-е место по итогам года. В 1990-м Масленников выпустил вторую часть, в которой главная героиня исполняет мечту всех девушек того времени — выходит замуж за богатого американца и уезжает в США. Третья часть появилась в 1995 году, но была странной — это был телесериал, в котором большую часть составлял материал первых двух фильмов. В 2016-м Масленников (ему было тогда 84 года) объявил о начале работы над 4-й частью, которая завершила бы историю героев «Зимней вишни». Впрочем, финансирования проекта найти так и не удалось; Масленников скончался в 2022 году.
«Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини», 2009
Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич прославился после выхода телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера» в 1978 году, хотя в его фильмографии уже были заметные работы. Но он сталкивался и с той самой цензурой — по настоянию чиновников сменил сценарий фильма «Опасные гастроли» и с трудом отстоял кандидатуру Владимира Высоцкого. После «Трех мушкетеров» Юнгвальд-Хилькевич продолжал работать в жанре музыкальных исторических приключений, а в перестройку выпустил два продолжения своего самого успешного проекта. Это были еще две экранизации романов Дюма — «Мушкетеры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя», которые вышли как раз в момент распада СССР; затем Юнгвальд-Хилькевич долгое время ничего большого не снимал, а в нулевые вспомнил о своей звездной серии. «Возвращение мушкетеров» — это вольная фантазия на тему. К своим ролям вернулись Боярский, Смехов, Смирнитский и Старыгин, но их герои быстро погибли, а молодое поколение «мушкетеров» — там к трем юношам добавились две девушки — с обязанностями не справилось. Фильм обошелся в $7 млн, а в прокате принес $2,8 млн; правда, разные версии этой картины — режиссерскую и мини-сериальную — показывали по ТВ, но вряд ли это можно назвать успехом.
«Человек с бульвара Капуцинок», 2009
В 1987 году комедийный вестерн Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» стал лидером советского проката — его посмотрели свыше 50 млн человек. В фильме был отличный актерский состав, много шуток и забавных гэгов, а также милая история любви главных героев. Для Андрея Миронова эта лента стала последней работой в кино — он скончался в августе 1987-го, через полтора месяца после премьеры ленты. Возможно, на этом история и завершилась бы, но как раз в конце нулевых Тимур Бекмамбетов переснял/продолжил «Иронию судьбы» Эльдара Рязанова — и сорвал кассу. Именно на волне попытки повторить этот успех появилось «Возвращение мушкетеров» Юнгвальда-Хилькевича. И Сурикова поддалась общему настрою — но история развития кинематографа на Диком Западе в конце XIX века плохо прижилась в условиях современной России. Не спасли слабый сценарий и странный сюжет ни актеры из оригинального фильма, ни любопытная задумка — главных героев сиквела играли дочери Миронова и Михаила Боярского. В итоге кассовые сборы составили скромные $18 тысяч — их не хватило даже на то, чтобы окупить бюджет в 10 млн рублей.
«Не бойся, я с тобой! 1919», 2013
У Юлия Гусмана не слишком много режиссерских работ. В большое кино он ворвался в 1981-м с телефильмом «Не бойся, я с тобой» — историей про любовь, благородных бандитов и отважных революционеров в азербайджанских пейзажах времен царской России. Тот фильм зрители полюбили; после него азербайджанский певец Полад Бюль-Бюль оглы стал настоящей кинозвездой. А спустя тридцать лет Гусман зачем-то решил вспомнить о том успехе, сняв продолжение старой истории и слегка изменив ее на новый лад. Действие теперь происходило в 1919-м, в независимом Азербайджане (скоро он станет советским и войдет в состав СССР). К своим ролям вернулись Полад Бюль-Бюль оглы (в те годы — посол Азербайджана в России), Мухтарбек Кантемиров и Лев Дуров, а бюджет составил $10 млн. В прокате фильм, разумеется, не окупился.
«Гардемарины 1787. Мир», 2023 (?)
Одна из немногих успешных франшиз, появившихся в конце восьмидесятых. С 1987-го по 1992-й вышло три части — «Гардемарины, вперед!», «Виват, гардемарины!» и «Гардемарины III». Они были сняты режиссером Светланой Дружининой по роману Нины Соротокиной «Трое из Навигацкой школы» и рассказывали историю трех гардемаринов с 1742 года по 1757-й, которые активно участвовали в событиях российской политики середины XVIII века. Дружинина не раз заявляла о желании продолжить рассказ о жизни и деятельности своих героев, но до чего-то реального дело дошло лишь в 2019-м. Сейчас этот проект называется «Гардемарины 1787. Мир», в нем речь пойдет о событиях через 30 лет после финала третьей части серии, а стоимость производства оценивается в 300 млн рублей. Дата проката картины пока не названа, но режиссер говорила, что в ее планах и пятая серия, которая будет «военной» — в отличие от «мирной» 4-й части.