Британский режиссер Кристофер Нолан в последние недели почти не исчезает из новостей. Связано это с его новым фильмом «Довод», который обещает стать первым голливудским блокбастером, добравшимся до кинотеатров после отмены карантинных мер. Правда, путь к зрителю 200-миллионной ленты оказался трудным и непредсказуемым. В онлайн-сервисы столь дорогой проект, разумеется, никто не отправит, а вот появление «Довода» в прокате зависит от многих факторов. Но ясность вроде бы появилась: несколько раз переезжавший с даты на дату фильм в итоге первыми увидят зрители в Европе в конце августа (в России он выйдет с 10 сентября). А вот США придется подождать еще сколько-то времени: эпидемиологическая обстановка там такая, что сейчас не до «Довода».
Наверное, самому Нолану подобная свистопляска нравится не больше, чем поклонникам его творчества, которых он сумел завоевать за четверть века в кино. Конечно, может показаться, что фильмография у него для такого срока не слишком обширная: «Довод» — это его 11-й полнометражный фильм. Но почти каждая картина режиссера становилась событием, у него пять номинаций на «Оскар», да и вообще Нолан сейчас является одним из самых авторитетных режиссеров мирового кино.
«Помни», 2000
Кристофер Нолан родился 20 июля 1970 года, свои первые фильмы (короткометражки, разумеется) снимал ещё во время учебы в Университетском колледже Лондона. При этом у него два гражданства: британское и американское, полученное благодаря матери, стюардессе из США. Впрочем, начинал он как постановщик в Великобритании, хотя и признавался в интервью, что никакой помощи от британской киноиндустрии он не получал. Уже его первый полнометражный фильм — «Преследование» 1998 года — получил признание, но прорывом стала вторая картина «Помни», которую он снял по рассказу своего брата Джонатана Нолана. Речь в фильме шла о человеке (его играл Гай Пирс), у которого действует лишь кратковременная память. Он ищет убийц своей жены и постоянно напоминает себе о том, что может забыть, с помощью посланий, фотографий и татуировок. «Помни» получил две номинации на «Оскар» (одна из них — за сценарий), а заодно привлек к британскому режиссеру внимание крупных американских студий.
«Бэтмен», 2005, 2008, 2012
После «Помни», который при минимальном бюджете (всего $9 млн) заработал в прокате вчетверо большую сумму, Нолан снял «Бессоницу», триллер про двух детективов, ведущих расследование убийства на Аляске. Эта картина была не настолько прибыльной (кассовые сборы в $113 млн при бюджете в $46 млн), но зато позволила Нолану претендовать на место режиссера в перезапуске экранизации комиксов про Бэтмена. От этого проекта уже отказались Дэвид Финчер, Клинт Иствуд и тогда еще братья Вачовски. Дело в том, что новая версия должна была соревноваться с выходившими в 1990-е фильмами Тима Бёртона («Бэтмен» и «Бэтмен возвращается») и Джоэла Шумахера («Бэтмен навсегда» и «Бэтмен и Робин»), которые ещё не успели основательно забыться. Нолан справился: он взял на заглавную роль Кристиана Бейла, молодого, но уже известного актера, у которого, впрочем, все «Оскары» были впереди, а также создал новую историю в духе большей реалистичности и снял её в жанре нуара.
В итоге с «Бэтменом» Нолан остался на семь лет. Во второй части — «Темный рыцарь» — он показал лучшего Джокера (наверное, до появления в этой роли Хоакина Феникса), Хита Леджера, который посмертно получил «Оскар» как лучший актер второго плана. Ещё один «Оскар» у «Темного рыцаря» был техническим: за лучший монтаж звука. Кроме того, эта картина в прокате заработала больше миллиарда долларов ($1,004 млрд), став четвертой за всю историю кино. Выход в прокат третьего фильма про Бэтмена — «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» — был омрачен расстрелом зрителей в Авроре (штат Колорадо). Впрочем, свой миллиард картина заработала, а заодно установила пару рекордов в прокате.
«Начало», 2010
Разумеется, Нолан не занимался все семь лет только историями про Бэтмена. В 2006-м он выпустил триллер «Престиж», а после «Темного рыцаря» смог заняться воплощением в жизнь своей давней идеи о создании осознанных сновидений. На создание «Начала» Нолан потратил примерно столько же денег, сколько и на каждый фильм о Бэтмене (бюджет составил $160 млн), но оно того стоило. В фильме снималась целая россыпь звезд: Леонардо Ди Каприо, Джозеф Гордон-Левитт, Эллен Пейдж, Марион Котийяр, Том Харди, Том Беренджер, Майкл Кейн. Картина заработала в прокате бюолее $800 млн. А заодно «Начало» стало первым фильмом Нолана, который был одним из фаворитов оскаровской гонки: у ленты было восемь номинаций на премию Амерканской киноакадемии, из которых она выиграла в четырех. Правда, в основном за технику съемки: например, Нолан не получил премию ни как продюсер (в номинации «Лучший фильм»), ни как автор сценария.
«Интерстеллар», 2014
После «Начала» и трилогии о Бэтмене Кристофер Нолан мог делать почти что угодно. Он выбрал научную фантастику о путешествиях в космос и об опасности истощения, грозящей Земле. Сценарий он снова написал вместе с братом Джонатаном, а на главные роли пригласил Мэттью Макконахи, Энн Хэтэуэй, Джессику Честейн и Майкла Кейна. Критики фильм похвалили, зрители принесли $677 млн выручки, картина получила пять номинаций на «Оскар» (и одну выиграла — за спецэффекты). В целом это можно расценивать как успех, но Нолан явно стремился к большему.
«Дюнкерк», 2017
Драма, основанная на реальных событиях Второй мировой войны — эвакуации английской армии и союзников из Дюнкерка в 1940 году, — снималась Ноланом явно как дань своей родной Великобритании. В принципе, фильм оказался очень успешным: его хорошо приняли критики, он окупился в прокате (сборы составили $526 млн). Кроме того, у него было 8 номинаций на премию «Оскар», — в общем, всё то, на что многие режиссеры даже не рассчитывают. Правда, оказалось, что либо академики Американской киноакадемии игнорируют Нолана (который, правда, впервые получил режиссерскую номинацию), либо ему просто не везет с графиком выхода фильмов. В том году триумфатором была «Форма воды» и её режиссер Гильермо дель Торо. «Дюнкерку» достались лишь технические призы, хотя и сразу три: за звук и монтаж. Но, возможно, с «Доводом» ему повезет больше, если, конечно, фильм выйдет в США в приемлемые для киноакадемии сроки.
«Дюнкерк». Военный экшн без крови, компьютерной графики и Брэда Питта →