Стивен Спилберг — режиссер заслуженный и авторитетный. Многие кинематографисты хотели снимать так, как он, или хотя бы придумывать подобные истории, которые становились бы трендами мирового кино. «Челюсти», «Индиана Джонс», «Парк юрского периода», «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана» — его фильмы получали «Оскары» (их у Спилберга три штуки) и другие почетные награды. Многолетняя активная работа принесла и другие плоды: сейчас Спилбергу можно практически всё. И он взялся за экранизацию мюзикла «Вестсайдская история».
Вест-Сайд — это район на острове Манхэттен, который примерно до середины 1960-х населяли бедные жители Нью-Йорка. Среди них было много мигрантов, например несколько сотен тысяч пуэрториканцев, с начала XX века считавшихся гражданами США. Мюзикл, который придумали в 1957 году композитор Леонард Бернстайн и поэт Стивен Сондхайм, переносил сюжет шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта» в это тогда еще мрачное место.
По сюжету этого мюзикла две уличные банды — группировка белых подростков «Ракеты» («Jets») и пуэрториканцы из «Акул» («Sharks») — соперничают друг с другом на улицах Вест-Сайда. Но однажды на школьных танцах Тони из «Ракет» и Мария, сестра лидера «Акул», влюбляются друг в друга. Теперь они готовы защищать свою любовь от кого угодно, но эти отношения подогревают конфликт между бандами, что обещает скорое пролитие чьей-то крови.
Шекспир умел придумывать истории, которые одинаково хорошо вписываются и в реалии средневековой Вероны, и в Нью-Йорк 1950-х. Так что Бернстайн и Сондхайм угадали: их мюзикл стал одним из самых прибыльных шоу на Бродвее. В 1961 году вышел поставленный по нему музыкальный фильм Джерома Роббинса и Роберта Уайза, который неплохо выступил в прокате (сборы составили $44 млн при почти 7-миллионном бюджете), а также был номинирован на 11 «Оскаров» и выиграл 10 из них. Благодаря экранизации песни из мюзикла стали очень популярными и узнаваемыми, как, например, «America».
Для Спилберга и других американцев его поколения мюзиклы — в том числе и их кинотеатральные версии — это воспоминание о детстве, когда деревья были большими, а в фильмах все пели и танцевали. Да и 1950-е с их огромными машинами невероятно красивой формы, с рок-н-роллом и джазом — тоже родом оттуда, из детства. Эти детские воспоминания киношники эксплуатировали давно: вспомнить тот же «Бриолин» 1970-х с молодым Джоном Траволтой или «Назад в будущее» 1980-х, где всё было намного серьезнее, но от использования хулиганской «Johnny B. Goode» Роберт Земекис не удержался.
Но «Вестсайдскую историю» делать серьезной, наверное, нельзя: получится нечто вроде «Однажды в Америке» Серджио Леоне, а очарование 1950-х с нарядными платьями и школьными танцами исчезнет. Да и песни Бернстайна и Сондхайма окажутся не совсем подходящими. Так что Спилберг пошел по самому, пожалуй, простому пути из всех возможных: он оставил либретто исходного мюзикла почти в неприкосновенности, использовал оригинальные песни и фактически сделал новую киноверсию классического сюжета с помощью современных средств визуализации.
Уважение к прошлому прослеживается и в кастинге. Рита Морено, игравшая Аниту, девушку брата Марии, в фильме 1961 года, в картине Спилберга сыграла роль Валентины, владелицы аптеки, в которой работает Тони. В мюзикле аптекарем (и наставником молодого поколения) был старик-еврей Док. Но эта замена персонажа — едва ли не единственная примета нынешнего времени. В остальном всё по-прежнему.
Один из основателей «Ракет», Тони (молодой актер из «Малыша на драйве» Энсел Эльгорт), возвращается из тюрьмы, куда попал за драку. Участвовать в новых разборках ему нельзя по условиям полицейского надзора, но приятель и нынешний предводитель банды Рифф (Майк Фейст) уговаривает его прийти на школьные танцы, где ожидается массовая драка с пуэрториканцами. Но во время вечеринки, пока Рифф бодается с главой «Акул» Бернардо (Дэвид Альварез), Тони случайно встречает Марию (Рэйчел Зеглер). И начинается та самая шекспировская драма, во время которой влюбленные забывают о родных и друзьях ради своего счастья.
Эта версия «Вестсайдской истории» выглядит значительно современнее и масштабнее, чем фильм 1961 года. 74-летний Спилберг вовсе не растерял задора молодости. Впрочем, он это показал ещё три года назад в «Первому игроку приготовиться». Здесь он как режиссер буквально наслаждается, вплетая танцы и отдельные музыкальные номера в русло повествования и заботясь о том, чтобы они не казались искусственными и ненужными. Песни, правда, звучат чересчур старомодно, но это издержки музыки исходного мюзикла, переделывать который Стивен Спилберг всё-таки не решился.