Примерное время чтения: 9 минут
2027

Так плохо, что даже хорошо. Ужасные фильмы, ставшие культовой классикой

«План 9 из открытого космоса», 1957 г.
«План 9 из открытого космоса», 1957 г. Кадр из фильма

Все премии и фестивали мира — от Канн и Москвы до «Оскара» или «Сезара» — занимаются тем, что выбирают лучшие фильмы. Критерии могут быть самыми разными — например, субъективные оценки кинокритиков, профессионального жюри или обычных зрителей, — но даже они не в состоянии однозначно сказать, на кого стоит равняться. Поэтому и появляются различные списки, в которые собирают лучшие фильмы года, десятилетия или даже столетия. В каком-то смысле между составителями этих списков есть определенный консенсус — например, долгое время самым-самым считался снятый в 1941 году фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн». 

Но любопытно, что и в рейтингах с обратным знаком, где собраны худшие фильмы, тоже сложилось своего рода согласие. Правда, обычно в такие списки входят малобюджетные и малопрофессиональные фильмы, само появление которых является вызовом здравому смыслу; иногда учитывают только оценки портала IMDb или агрегатора рецензий Rotten Tomatos. Но всё равно есть картины, которые присутствуют буквально во всех рейтингах, собирающих вместе плохое киноискусство. 

«План 9 из открытого космоса», 1957 г.

По жанру это модный для 1950-х годов космический хоррор, снят он буквально за копейки даже по меркам того времени (бюджет — $60 тысяч). Сюжет примитивный — пришельцы, которые хотят уничтожить Землю, противостоящие им военные, ожившие мертвецы; зато это последний кинопроект, в котором сыграл Бела Лугоши (он умер во время съемок, так что в фильме много архивных кадров с его участием). Снял эту поделку режиссер Эдвард Вуд-младший; для него это было не первой работой, но именно «Плану 9» оказалось суждено остаться в памяти — фильм настолько плох, что давно стал культовым среди киноманов. Впервые «худшим» его назвал авторитетный кинокритик Майкл Медвед в своей книге 1980 года «Золотая индюшка». Ну а культ режиссера поддержал Тим Бертон, снявший в 1995 году фильм «Эд Вуд» с Джонни Деппом в главной роли. 

«Калигула», 1979 г.

Один из хитов советских видеосалонов 1980-х снимался вполне серьезно, с определенным уважением к истории и историческим событиям Древнего Рима, а в ролях были заняты известные актеры — Малкольм Макдауэлл, Хелен Миррен, Питер О'Тул и Джон Гилгуд. Вот только на роль режиссера был приглашен известный автор эротических фильмов Тинто Брасс, а одним из спонсоров был основатель журнала «Penthouse» Боб Гуччионе. В какой-то момент между ними возник конфликт, Брасс покинул проект, а Гуччионе добавил в фильм, в котором и без того было много эротики, несколько минут очень откровенного порно.

Времена были относительно пуританские, так что ведущие кинокритики картину разгромили; от «Калигулы» отрекся автор сценария Гор Видал, который судился и с Брассом, и с Гуччионе (а те — друг с другом). Путь в прокат был сложным, часто сопровождался конфликтом с властями; впрочем, около $23 млн фильм заработал. С оценками было сложнее ` даже Видал назвал «Калигулу» «одним из худших фильмов»; известный кинокритик Роджер Эберт поставил картине ноль звезд (из пяти), посчитав её «отвратительным, постыдным мусором». Со временем лента стала чем-то вроде классики; любопытно, что актриса Хелен Миррен всегда защищала «Калигулу», считая что фильм — «неотразимая смесь искусства и гениталий».

 «Калигула». 1979 г.
«Калигула». 1979 г. Кадр из фильма

«Поле битвы: Земля», 2000 г.

Ещё один завсегдатай различных списков худших релизов всех времен и народов. Причем причин такого постоянства много — плохая режиссура (Роджер Кристиан), плохие актерские работы (снимались Джон Траволта и Форест Уитакер), плохой сценарий (в основе — одноименная книга основателя саентологии Рона Хаббарда). Ну и по мелочи — раздутый бюджет, отвратительное продюсирование (один из продюсеров — Траволта, видный саентолог). Предполагалось снимать дилогию, но всё ограничилось одним фильмом. Критики картину разгромили (всего 3% положительных рецензий), а зрители просто не пошли (сборы — $21 млн при 73-миллионных затратах). Ну и как вишенка на торте — 9 премий «Золотая малина», в том числе одна за «Худший фильм десятилетия», которую «Поле битвы: Земля» выиграла через 10 лет после релиза.

«Женщина-кошка», 2004 г.

До появления трилогии Кристофера Нолана о Темном рыцаре кинокомиксы были в своеобразном загоне. На «Оскар» их, например, не приглашали, хотя некоторые образцы становились кассовыми хитами; но в списки худших фильмов, которые готовили различные издания, пишущие о кино, подобные экранизации попадали регулярно — например, «Говард-утка» или «Бэтмен и Робин». Но «Женщина-кошка», основанная на персонаже из комиксов про Бэтмена и с Холли Берри в главной роли, попала в антирейтинг совершенно заслуженно. И речь даже не о провале в прокате — картину буквально растерзали кинокритики, которые упражнялись в остроумии на её счет и в итоге назвали «худшим супергеройским кино в истории»; лишь 9% рецензий были положительными. Любопытно, что Берри была согласна с этим мнением; актриса даже появилась на церемонии «Золотой малины», чтобы принять свой заслуженный приз — и «поблагодарила» киностудию Warner Bros за этот «успех». Кстати, сразу после «малины» Берри отправилась на «Оскар», где стала первой темнокожей в истории кинематографа, получившей награду за главную роль (фильм «Бал монстров»).

«Один в темноте», 2005 г.

Нельзя говорить о худших фильмах и не вспомнить творения незабвенного немецкого режиссера Уве Болла. В рейтинги обычно попадает именно «Один в темноте» — фильм по серии компьютерных игр «Alone in the Dark» с Кристианом Слейтером в главной роли. Но у Болла были и другие «шедевры» — «Во имя короля: История осады подземелья» (по играм серии «Dungeon Siege»), несколько «Бладрейнов» (по играм «BloodRayne»), «Фар Край» (по игре «Far Cry»), «Постал» (на основе «Postal 2»). В целом к этому режиссеру отношение, скорее, ироническое — тем более, что он когда-то пытался вызвать критиков на боксерский ринг (он серьезно занимался этим спортом). Правда, его творческий зуд по изготовлению плохих экранизаций популярных игр иссяк, когда в Германии изменили правила предоставления субсидий на кинематограф и получать деньги за просто так стало невозможно. Но многие фанаты компьютерных бродилок и стрелялок тихо ненавидят Уве Болла до сих пор — из-за него (на самом деле, не только) до фильмов с хорошим бюджетом и приличными сценариями дело так и не дошло.

«Один в темноте», 2005 г.
«Один в темноте», 2005 г.  Кадр из фильма

Бонус: «Кошки», 2019 г.

Относительно свежий релиз, который был признан достойным попадания в антирейтинги сразу же после премьеры. Забавно, что предпосылок для такой оценки особых и не было. В основе «Кошек» — одноименный и популярный мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера; режиссером стал оскароносный Том Хупер («Король говорит»); в ролях заняты Идрис Эльба, Иэн МакКеллен, Тейлор Свифт и Джуди Денч. Но результат буквально сражал наповал — благодаря неудачной компьютерной графике (особенно той, что отвечала за «цифровой мех») персонажи фильма выглядели очень нелепо и даже вульгарно; графику доделывали уже после премьеры и спешно отправляли в кинотеатры исправленные копии — но это не помогло. Всего лишь 19% положительных рецензий и буквально водопад сравнений разной степени свежести; в травлю включился и сценарист «Поле битвы: Земля» Дж. Д. Шапиро, который посетовал, что «Кошки» сумели опередить тот фильм в движении вниз. Уэббер на фильм отреагировал очень зло, посчитав его «нелепым»; к тому же он заявил, что Хупер совершил ошибку, отказавшись от актеров оригинального мюзикла. Впрочем, чтобы «Кошки» пополнили ряды культовой классики, должно пройти какое-то время; пока что есть ощущение, что об этой неудаче все причастные стараются забыть как можно скорее.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах