Ушлые старушки, неадекватные соседи, разбитые люстры, а иногда и миллионные убытки – такие «сюрпризы» ждут киногруппу во время съёмок в арендованном жилье.
Многие зрители убеждены, что все фильмы и сериалы снимаются исключительно в декорациях, построенных на «Мосфильме». На самом деле, чтобы снять, допустим, картину про жизнь простой российской семьи из 1990-х или советского гражданина из 1960-х, локейшн-менеджерам приходится немало побегать по сдаваемому в аренду жилью.
Например, для съёмок фильма «Географ глобус пропил» выбрали Пермь, вымышленный герой Константина Хабенского поселился в реальном д. 31 на ул. Танцорова. Правда, снимали в этой однушке только балкон и вид на город, потому что сама квартира пришлась режиссёру не по душе, так что интерьер жилища Виктора Служкина отстроили в павильоне в Москве. Прославил Пермь и сериал «Реальные пацаны». Колян проживал в одном из самых известных домов города – в Доме Грузчика на ул. Монастырской, 171. А «Ёлки-3», кстати, снимали не в Москве, а в Новосибирске – там засветились д. 50 по ул. Ленина и хостел «Творческий». В «Стране Оз» можно увидеть квартиру из обычной девятиэтажки в Екатеринбурге на ул. 40 лет ВЛКСМ, которую киногруппа нашла с большим трудом – пришлось даже клеить по городу бумажные объявления.
Где найти «живые 1990-е»
«Сдать жильё под съёмки фильма может любой желающий, – рассказывает руководитель компании «Кино-процесс» Андрей Хабаров. – Бывает даже, что актёры из массовки предлагают свои квартиры, чтобы подзаработать. Ведь это гораздо выгоднее, чем просто сдать квадратные метры арендатору. В Москве аренда приличной квартиры стоит в месяц 50–60 тыс. руб. Примерно столько же может получить её хозяин за 12 часов работы там съёмочной группы».
«Часто квартиры сдают не имеющие никакого отношения к кино люди, – говорит руководитель компании «Кинопартнёр» Сергей Мищенко. – Это для них хороший заработок, а для некоторых и дополнительный интерес – увидеть съёмочный процесс, известных артистов. Сейчас у нас в базе более 2 тыс. локаций».
«Но квартира может провисеть в базе и без дела, – уверен Хабаров. – Допустим, снимают действие, происходящее в 1940-е гг. Для этого приходится искать совсем старые квартиры. Недавно мы делали сериал «Горячая точка» и «Горячая точка – 2». История из конца 1990-х – начала 2000-х. Нужно было найти целый район, где ещё живы реалии 1990-х. После долгих поисков мы выбрали посёлки Жостово и Трудовая, где есть военные городки. Там действительно кажется, будто попал в 1990-е. Единственная проблема – современные машины пришлось переставить так, чтобы при съёмках они не попадали в кадр. Дальше в этих городках нам потребовалось найти квартиры, где с 1990-х не делали ремонт.
В неотремонтированных квартирах, кстати, работать гораздо проще – не приходится отвечать за испорченные интерьеры. Довольно часто съёмки проходят в очень дорогих домах, а некоторые киношные ребята не относятся бережно к чужому имуществу. Могут случайно что-то поцарапать тележкой, на которой укреплена камера, или ставят на дорогие полы оборудование без защиты, однажды начали провода тянуть прямо через дорогущий диван. А на других съёмках кто-то из киногруппы разбил в элитном доме невероятно дорогую вазу. Продюсер пообещала: «В четверг деньги вернём». Так и возвращает до сих пор. Так что за вазу мне пришлось заплатить из своего кармана».
«Как-то в одном офисном центре во время съёмок поставили горячие осветительные приборы под потолок, – вспоминает Мищенко. – Но ребята из кинопроизводства заранее согласовали, чтобы сигнализация в этот момент в здании была выключена. Они установили приборы, включили их – и сигнализация взяла и сработала. Залило водой не только весь офис, но и уже расставленные декорации и аппаратуру…
Ещё случай. В дорогом доме на Рублёвке решили поменять огромную люстру. Хотели вместо неё на время съёмок повесить другую. Начали снимать эту хозяйскую люстру, уронили и разбили. А она была размером с комнату в хрущёвке. Стоила больше 1 млн руб. Пришлось оплачивать убытки».
Навечно прожжённый потолок
«Массу неприятных сюрпризов могут преподнести соседи, – признаётся Хабаров. – Кто-нибудь обязательно выбежит на шум, начинаются выяснения отношений, крики, разборки. Бывает, что киношникам приходится делать ремонт в квартире, чтобы подогнать обстановку под сюжет, тут тоже недовольные выискиваются. Как-то по сценарию герой должен был долбить входную дверь молотком. Я рассказал об этом хозяину, а тот обрадовался: «Долбите! Я всё равно хотел дверь менять!» Первую дверь во время съёмок сломали, и я купил в эту квартиру новую дверь. Хозяин был доволен, а вот соседи не очень, потому что у них на лестничной клетке колотили молотком.
Бывает, что интерьеры страдают «экспромтом». Часто натяжные потолки прожигают световым оборудованием. Но и хозяева тоже не все ангелы. Одна бабушка любила пускать киношников на свою жилплощадь. И мы тоже как-то пришли к ней. Отсняли всё, а потом она говорит: «Смотрите, вы мне потолок прожгли». Я стал выяснять, смотреть фото до и после, кинул клич по коллегам. Выяснилось, что потолок бабушке прожгла одна из первых киногрупп, которую она пригласила. Они ей заплатили за это, бабуля и смекнула, что с других тоже можно деньги собрать. И всем, кто приходил снимать кино в её квартиру, говорила, что это они прожгли ей потолок».
У киношников есть свои любимые локации, в которых они частенько снимают разные фильмы, сериалы, рекламу. Например, съёмочные группы частенько наведываются в дом на Минском шоссе.
«В основном его знают как дом, в котором снималась известная реклама с Дмитрием Нагиевым, – говорит Мищенко. – Поначалу меня удивляло, зачем хозяевам элитных домов эти съёмки. И понял, что для большинства это дополнительный заработок. Бывает, у человека упал доход, а дом требует содержания, поэтому съёмки помогают семейному бюджету».
Засветиться для имиджа
«На Рублёвке немало пустующих дорогих особняков, они стоят ещё с 1990-х, – рассказывает Хабаров. – Когда-то их собственники владели сетями магазинов, но потом обанкротились, и теперь у них ничего не осталось, кроме этих огромных домов. Они пытаются их продать, заламывают цену под 60 млн долл., но желающих не находится. Дома потихоньку стареют, вот хозяева и сдают нам эту драгоценную съёмочную площадку.
Ещё одна недешёвая площадка – «Москва-Сити». Там попроще, чем с домами на Рублёвке: многие апартаменты сдаются посуточно, но есть свои нюансы – огромный трафик людей, работать неудобно, лифты постоянно переполнены».
Действительно, дорогие квартиры, дома и офисы появляются в кино часто либо для создания имиджа компании, либо для рекламы. Так, в фильме «ДухLess» главный герой проживал в шикарной квартире, которую киношники позаимствовали в элитном комплексе на Хорошёвском шоссе у одной очень богатой семьи. А для целого ряда фильмов и сериалов квартиры в дорогом жилом комплексе «Алые паруса» предоставил сам застройщик. Туда «заселили» боксёра из картины «Бой с тенью», которого сыграл Денис Никифоров, героев Александра Абдулова из сериала «Next» и Евгения Миронова из картины «Побег». В элитном офисе в Трёхпрудном переулке сам застройщик позволил отснять полностью фильм «О чём говорят мужчины». Кстати, недалеко от Трёхпрудного переулка, на улице Мясницкой, есть ещё одна излюбленная локация для киносъёмок – старинный особняк, в котором размещается еженедельник «Аргументы и факты».
«Порой нам приходится решать самые неожиданные задачи, – вспоминает Хабаров. – Так, прошлым летом мы перекрывали Москву-реку. Там, где находится Живописный мост, натянутый трос очень низко проходил над рекой, и корабли не могли проплыть. Нам пришлось в течение суток договориться с десятками служб. Если бы кто-то один не разрешил, а мы бы начали снимать, было бы много проблем – от штрафов до остановки съёмочного процесса, а ведь это миллионы рублей за каждый день».