Примерное время чтения: 7 минут
2684

Шулеры, машины и обязательный Гайдай. Советские фильмы про отдых и море

Сюжет Наше старое кино
«Будьте моим мужем», 1981 г.
«Будьте моим мужем», 1981 г. Кадр из фильма

Советский кинематограф не мог пройти мимо такого всесоюзного явления, как летний отдых на южных пляжах. Солнце, море, красивые пейзажи — всё это появлялось на экране даже в фильмах, которые рассказывали совсем о другом. Так было, например, с мелодрамой Владимира Меньшова «Любовь и голуби» — там курортный роман был лишь сюжетообразующим эпизодом, в котором глава семейства Кузякиных познакомился с эффектной городской чиновницей. Но были и картины, действие которых целиком происходило в одном из курортных мест, — какие-то из них даже становились законодателями моды на какой-то вид отдыха, а другие — смело бичевали присущие этому отдыху неудобства и пороки.

«Три плюс два», 1963 г.

Пьесу «Дикари» Сергей Михалков написал в конце 1950-х, и она с успехом шла в московском театре имени Ермоловой. Но после выхода картины Генриха Оганесяна популярными стали не только сыгравшие в ней молодые актёры (это была одна из первых ролей Андрея Миронова), но и сам способ попасть на юг на автомобиле — без необходимости добывать путёвки и билеты на поезд или самолёт. Правда, по нынешним нормам герои «Три плюс два» допускают серьёзные нарушения — например, паркуют свои машины прямо на пляже, — но в 1960-х под впечатлением от фильма многие решились на неблизкий путь, добавив немного романтики странствий к впечатлениям от моря.

«Дамы приглашают кавалеров», 1980 г.

Дебютная и одна из немногих режиссёрских работ Ивана Киасашвили вышла в то время, когда романтика уступила место прагматике. Героиня картины (её сыграла Марина Неёлова) из-за неудач в личной жизни берёт отпуск за свой счёт и едет в Сочи. Она встречает там самых разных людей — и тех, кто ей помогает, и тех, кто её просто обманывает. В итоге всё, разумеется, заканчивается хорошо, но зрители наверняка запомнили, что юг — это не только солнце, пальмы и пляж, но и шулеры, которые запросто уведут из кармана беспечных отдыхающих всю наличность.

«Будьте моим мужем», 1981 г.

Ещё один фильм о том, как трудно быть отдыхающим в переполненных отпускниками южных городах. У главных героев (их играют Андрей Миронов и Елена Проклова) серьёзные трудности с поисками мест для проживания — их просто нет, а к тем, что есть, прилагается очень требовательная хозяйка (Нина Русланова). Так что в итоге два чужих друг для друга человека вынуждены изображать семейную пару, но поскольку жанр картины — комедийная мелодрама, то после череды неприятностей им удаётся найти счастье. Но на ситуацию с размещением отдыхающих это счастье никак не повлияло.

«Из жизни отдыхающих», 1981 г.

Актёр и режиссёр Николай Губенко решил, что в отдыхе на юге ничего комедийного нет, а вот найти мелодраму в этом сюжете можно легко. Действие происходит в одном из крымских домов отдыха поздней осенью — бархатный сезон далеко позади, никакого моря для купания, только развлечения, придуманные массовиками-затейниками и самими отдыхающими. И флирт, разумеется, — куда без него. В главных ролях снялись Жанна Болотова (жена Губенко, которую он регулярно снимал в своих режиссёрских работах) и литовский актёр Регимантас Адомайтис (но озвучил его сам Губенко).

«Спортлото-82», 1982 г.

В 1960-е Леонид Гайдай был законодателем мод не хуже авторов «Три плюс два» — сложно сказать, сколько молодых людей отправились в горы благодаря нескольким эпизодам из «Кавказской пленницы». И выйди история про потерянный лотерейный билет в те времена, возможно, туристские тропы в Кавказских горах были бы полны желающих романтики отдыхающих. Но со «Спортлото-82» такой трюк не прошел — всё-таки герои этой комедии совершенно не были похожи на Шурика и Нину.

«Танцплощадка», 1985 г.

Где-то на подступах к перестройке про собственно отдых режиссёры почти забыли. Фильм режиссёра Самсона Самсонова — почти производственная комедия про строителя, который оказывается на юге, чтобы строить пансионат, но вместе с местными жителями начинает добиваться переноса стройки в другое место, чтобы не разрушать старую танцевальную площадку. История любви, конечно, тоже присутствует — ведь главных героев играют Евгений Дворжецкий и Александра Яковлева, — а финал картины будет оптимистичным.

«Асса», 1987 г.

Горбачёвская перестройка открыла путь многим сюжетам, которые в прежние времена завернули бы на стадии обсуждения замысла. Лента Сергея Соловьева рассказывает про отдых в зимней Ялте криминального авторитета (Станислав Говорухин) и его любовницы (Татьяна Друбич), в который вмешивается местный неформал Бананан (Сергей Бугаев). Никаких хэппи-эндов в «Ассе» нет — это тяжёлая и жестокая драма, которая заканчивается трагически почти для всех персонажей. Но такой подход был в духе того странного времени — и это не помешало «Ассе» после выхода стать культовым явлением. Правда, не в последнюю очередь из-за участия представителей подпольной рок-музыки и звучащей в финале песни «Перемен» группы «Кино».

«Моя морячка», 1991 г.

Но перестройка породила не только «чёрные» драмы, но и такое — ещё более странное — явление, как «кооперативное кино». Снималось оно за счёт частных инвестиций, быстро, без многих дублей и глубокомысленных диалогов. Идеологом этого явления был режиссёр, сценарист и продюсер Анатолий Эйрамджан, который делал свои непритязательные комедии до середины нулевых. Снимались в них, кстати, актёры далеко не последнего ряда — Любовь Полищук, Александр Панкратов-Чёрный, Михаил Кокшенов, Борис Щербаков; в принципе, ничего плохого в таком подходе нет — на фоне развала отечественного кинопроизводства это был способ получать вполне приличные зарплаты. В «Моей морячке» снялись Михаил Державин и Людмила Гурченко, на игре которых и держится фильм — один пытается исполнить со сцены южного городка ту самую песню про морячку, а героиня Гурченко всеми силами этому препятствует. Можно ли это считать отражением тогдашней жизни отдыхающих на юге — неизвестно. Скорее нет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах