Советский кинематограф не мог пройти мимо такого всесоюзного явления, как летний отдых на южных пляжах. Солнце, море, красивые пейзажи — всё это появлялось на экране даже в фильмах, которые рассказывали совсем о другом. Так было, например, с мелодрамой Владимира Меньшова «Любовь и голуби» — там курортный роман был лишь сюжетообразующим эпизодом, в котором глава семейства Кузякиных познакомился с эффектной городской чиновницей. Но были и картины, действие которых целиком происходило в одном из курортных мест, — какие-то из них даже становились законодателями моды на какой-то вид отдыха, а другие — смело бичевали присущие этому отдыху неудобства и пороки.
«Три плюс два», 1963 г.
Пьесу «Дикари» Сергей Михалков написал в конце 1950-х, и она с успехом шла в московском театре имени Ермоловой. Но после выхода картины Генриха Оганесяна популярными стали не только сыгравшие в ней молодые актёры (это была одна из первых ролей Андрея Миронова), но и сам способ попасть на юг на автомобиле — без необходимости добывать путёвки и билеты на поезд или самолёт. Правда, по нынешним нормам герои «Три плюс два» допускают серьёзные нарушения — например, паркуют свои машины прямо на пляже, — но в 1960-х под впечатлением от фильма многие решились на неблизкий путь, добавив немного романтики странствий к впечатлениям от моря.
«Дамы приглашают кавалеров», 1980 г.
Дебютная и одна из немногих режиссёрских работ Ивана Киасашвили вышла в то время, когда романтика уступила место прагматике. Героиня картины (её сыграла Марина Неёлова) из-за неудач в личной жизни берёт отпуск за свой счёт и едет в Сочи. Она встречает там самых разных людей — и тех, кто ей помогает, и тех, кто её просто обманывает. В итоге всё, разумеется, заканчивается хорошо, но зрители наверняка запомнили, что юг — это не только солнце, пальмы и пляж, но и шулеры, которые запросто уведут из кармана беспечных отдыхающих всю наличность.
«Будьте моим мужем», 1981 г.
Ещё один фильм о том, как трудно быть отдыхающим в переполненных отпускниками южных городах. У главных героев (их играют Андрей Миронов и Елена Проклова) серьёзные трудности с поисками мест для проживания — их просто нет, а к тем, что есть, прилагается очень требовательная хозяйка (Нина Русланова). Так что в итоге два чужих друг для друга человека вынуждены изображать семейную пару, но поскольку жанр картины — комедийная мелодрама, то после череды неприятностей им удаётся найти счастье. Но на ситуацию с размещением отдыхающих это счастье никак не повлияло.
«Из жизни отдыхающих», 1981 г.
Актёр и режиссёр Николай Губенко решил, что в отдыхе на юге ничего комедийного нет, а вот найти мелодраму в этом сюжете можно легко. Действие происходит в одном из крымских домов отдыха поздней осенью — бархатный сезон далеко позади, никакого моря для купания, только развлечения, придуманные массовиками-затейниками и самими отдыхающими. И флирт, разумеется, — куда без него. В главных ролях снялись Жанна Болотова (жена Губенко, которую он регулярно снимал в своих режиссёрских работах) и литовский актёр Регимантас Адомайтис (но озвучил его сам Губенко).
«Спортлото-82», 1982 г.
В 1960-е Леонид Гайдай был законодателем мод не хуже авторов «Три плюс два» — сложно сказать, сколько молодых людей отправились в горы благодаря нескольким эпизодам из «Кавказской пленницы». И выйди история про потерянный лотерейный билет в те времена, возможно, туристские тропы в Кавказских горах были бы полны желающих романтики отдыхающих. Но со «Спортлото-82» такой трюк не прошел — всё-таки герои этой комедии совершенно не были похожи на Шурика и Нину.
«Танцплощадка», 1985 г.
Где-то на подступах к перестройке про собственно отдых режиссёры почти забыли. Фильм режиссёра Самсона Самсонова — почти производственная комедия про строителя, который оказывается на юге, чтобы строить пансионат, но вместе с местными жителями начинает добиваться переноса стройки в другое место, чтобы не разрушать старую танцевальную площадку. История любви, конечно, тоже присутствует — ведь главных героев играют Евгений Дворжецкий и Александра Яковлева, — а финал картины будет оптимистичным.
«Асса», 1987 г.
Горбачёвская перестройка открыла путь многим сюжетам, которые в прежние времена завернули бы на стадии обсуждения замысла. Лента Сергея Соловьева рассказывает про отдых в зимней Ялте криминального авторитета (Станислав Говорухин) и его любовницы (Татьяна Друбич), в который вмешивается местный неформал Бананан (Сергей Бугаев). Никаких хэппи-эндов в «Ассе» нет — это тяжёлая и жестокая драма, которая заканчивается трагически почти для всех персонажей. Но такой подход был в духе того странного времени — и это не помешало «Ассе» после выхода стать культовым явлением. Правда, не в последнюю очередь из-за участия представителей подпольной рок-музыки и звучащей в финале песни «Перемен» группы «Кино».
«Моя морячка», 1991 г.
Но перестройка породила не только «чёрные» драмы, но и такое — ещё более странное — явление, как «кооперативное кино». Снималось оно за счёт частных инвестиций, быстро, без многих дублей и глубокомысленных диалогов. Идеологом этого явления был режиссёр, сценарист и продюсер Анатолий Эйрамджан, который делал свои непритязательные комедии до середины нулевых. Снимались в них, кстати, актёры далеко не последнего ряда — Любовь Полищук, Александр Панкратов-Чёрный, Михаил Кокшенов, Борис Щербаков; в принципе, ничего плохого в таком подходе нет — на фоне развала отечественного кинопроизводства это был способ получать вполне приличные зарплаты. В «Моей морячке» снялись Михаил Державин и Людмила Гурченко, на игре которых и держится фильм — один пытается исполнить со сцены южного городка ту самую песню про морячку, а героиня Гурченко всеми силами этому препятствует. Можно ли это считать отражением тогдашней жизни отдыхающих на юге — неизвестно. Скорее нет.