Примерное время чтения: 8 минут
2599

Самый богатый «Аватар». Как Джеймс Кэмерон придумал моду на 3D

«Аватар».
«Аватар». Кадр из фильма

К середине 90-х Джеймс Кэмерон уже зарекомендовал себя прославленным и коммерчески успешным режиссером; в его фильмографии были, например, «Чужие» и два фильма про Терминатора. В 1997-м Кэмерон окончательно показал себя королем бокс-офиса — его «Титаник» установил мировой рекорд по кассовым сборам ($1,7 млрд на тот момент); заодно картина получила 11 «Оскаров» — тоже нерядовое достижение.

После «Титаника» Кэмерон замолчал на целых двенадцать лет. Нет, он выпускал фильмы — правда, документальные и в качестве продюсера; был режиссером — но лишь одного эпизода сериала «Тёмный ангел». В общем, все желали знать, чем же таким занят Джеймс Кэмерон, что у него нет времени снять новый удивительный фильм. Интрига разрешилась уже к концу нулевых. Кэмерон снимал «Аватара» — космическую фантастику, в которой широко использовал новые возможности кино, а также технологию 3D. Эта технология была известна давно, но широкого распространения она так и не получила. До того момента, когда ею всерьез занялся Кэмерон.

О чем этот фильм?

Сюжет «Аватара» прост; в первых рецензиях его едва не называли примитивным. В интернете даже ходила картинка, где в истории индейской принцессы Покахонтас были лишь заменены имена и места действия — после этих нехитрых манипуляций действительно получался фильм Кэмерона.

В будущем (действие происходит в середине XXII века) человечество добралось до системы Альфы Центавра и обнаружило на Пандоре, спутнике газового гиганта, редкий минерал анобтаниум. Добыча осложняется двумя факторами: люди не могут жить на Пандоре, а местные туземцы — трехметровые синие гуманоиды на’ви — возражают против сноса своего поселка, который стоит прямо на месторождении. С первой проблемой справились ученые, которые придумали технологию переноса человеческого сознания в специально выращенных клонов-аватаров. Вторую проблему корпорация, которая отвечала за добычу минерала, собралась решать военной силой.

Главный герой фильма — морпех Джейк Салли (Сэм Уортингтон); он не может ходить, но может заменить своего погибшего брата-близнеца, для которого уже изготовили аватара. На станции, которая служит землянам базой, Джейк знакомится с доктором Грэйс Огустин (Сигурни Уивер), руководителем программы аватаров, а на поверхности планеты — с принцессой Нейтири (Зои Салдана), дочерью вождя одного из кланов. Бывший морпех постепенно проникается симпатией как к девушке, так и в целом к на’ви; в финале фильма он помогает им отбить атаку землян и позволяет ученым окончательно перенести своё сознание в аватар.

Фантастические сборы

Киноаналитики ожидали, что «Аватар» будет успешным в прокате, но того, что случилось, предсказать не мог никто. Дело в том, что всё работало против фильма. Его премьера была отложена — первоначально она была намечена на май 2009 года, в самый сезон блокбастеров, но состоялась лишь через полгода, 10 декабря. В этот день состоялась торжественный показ в Лондоне, а массовый зритель по всему миру увидел картину на неделю позже.

Кроме того, у «Аватара» был огромный по любым меркам — даже для Кэмерона — бюджет. Официально производство фильма обошлось в $230 млн; неофициально называлась сумма в $300 млн — и еще $150 млн было потрачено на маркетинг. Задержка премьеры, кстати, была не только производственной необходимостью (Кэмерон должен был завершить работу над спецэффектами), но и тем, что в кинотеатрах просто не было необходимого числа 3D-проекторов —даже в США.

После первого уикенда, кстати, тоже ничего не предвещало, что «Аватар» сломает бокс-офис. За три дня фильм собрал в США $77 млн — сумма вполне приличная, но с учетом затрат весьма скромная. Чудеса начались потом. За второй уикенд «Аватар» собрал почти столько же, сколько и за первый; вообще он был лидером американского проката на протяжении семи недель, а в первой пятерке оставался до марта 2010 года. Всего фильм находился в прокате до августа — почти восемь месяцев. За это время он собрал в Америке почти $750 млн (больше всех на тот момент); в остальном мире у «Аватара» тоже всё было хорошо — общемировые сборы фильма составили $2,74 млрд (в России — 3,56 млрд рублей). Джеймс Кэмерон оказался автором двух самых кассовых фильмов в истории.

Мода на 3D

Уже в январе 2010 года многие кинокомпании объявили, что будущие релизы будут конвертированы в 3D. Вообще мода на 3D в том году была подобна мании — фильм с трехмерным изображением почти гарантировано становился кассовым хитом. Были и исключения; так, эпик «Битва титанов» со всё тем же Уортингтоном в главной роли хоть и заработал почти полмиллиарда долларов, но ожиданий не оправдал — в том числе и из-за спешки с конвертацией в 3D.

Любопытный казус случился с «Повелителем стихий» М. Найта Шьямалана. Эта картина снята по мотивам мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге» и первоначально должна была иметь в названии слово «аватар». Но Кэмерон успел первым забронировать этот термин за своей работой; история же Аанга в прокате провалилась с треском, и 3D не помогло.

К настоящему времени первоначальный ажиотаж прошел, но сами фильмы в 3D никуда не делись — все сегодняшние блокбастеры обязательно выходят как минимум в двух версиях (3D и 2D). «Аватар» был самым кассовым фильмом на протяжении 12 лет — и только в 2019-м его с трудом, но одолел марвеловский кинокомикс «Мстители: Финал», заработавший в мировом прокате $2,8 млрд.

Сиквелы, триквелы и квадриквелы

Кэмерон еще в нулевые осторожно заявлял, что если «Аватар» получится, то у него будут и продолжения. Ну а после миллиардных сборов его намерения поддержало и руководство кинокомпании 20th Century Fox; было объявлено, что вторая часть выйдет в декабре 2014 года, а третья — в декабре 2015-го.

Впрочем, киносообщество еще при объявлении о сроках проявило определенный скепсис. Сомнения оправдались: через пару лет появилась новая дата премьеры второй части — декабрь 2016-го; зато общее количество продолжений выросло до трех. Но и на этом Кэмерон и компания не остановились: даты менялись, количество фильмов увеличивалось, и до сих пор неясно, насколько удастся реализовать все планы. Но в конце ноября создатели «Аватаров» порадовали преданных фанатов, объявив о завершении съемок и опубликовав фото со съемочной площадки. На картинке изображена палуба корабля-носителя «Морской дракон», который несет другие плавсредства. Кэмерон уже говорил, что события второго «Аватара» будут развиваться на планете, покрытой водой.

В фильмах снова появятся персонажи Сэма Уортингтона, Сигурни Уивер и Зои Салданы; кроме того, к актерскому ансамблю присоединилась Кейт Уинслет, которая снималась у Кэмерона в «Титанике».

В настоящее время ожидается выход еще четырех фильмов по миру «Аватара», причем их график расписан на восемь лет вперед. Вторая часть должна выйти в декабре 2021 года, третья — в декабре 2023-го, четвертая — в декабре 2025-го, а пятая — в декабре 2027-го. Отметим, что «Аватарам», видимо, придется делить декабри со «Звездными войнами», но это вроде бы легко: сейчас и Fox, и Lucasfilm принадлежат компании Disney.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах