Примерное время чтения: 6 минут
2620

Сами себе режиссёры. Зачем детям снимать кино?

В Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя открылся международный фестиваль детского кинотворчества «Мы сами снимаем кино», который на одной площадке объединил наиболее успешные проекты в сфере развития детского кинотворчества «Бумеранг», «Кинотаврик», «Мы сами снимаем кино», «Гордая профессия моя», «Детский КиноМай», «Московский кораблик мечты» и др. и попытался ответить на вопрос, какую роль кино занимает в душе каждого ребенка.

Через впечатления к творчеству

Впервые в рамках одного проекта собрались самые лучшие команды в сфере детского кинотворчества. И сделали они это только для того, чтобы показать детям и обществу, как важно не просто снимать на камеру все что вздумается, а вкладывать в это смысл, учиться на своих работах чувствовать, доносить через кино проблемы, которые тебя тревожат.

И пока сами участники фестиваля — дети от 4 до 12 лет — до начала основной программы проявляли свои способности к творчеству (примеряли рыцарские доспехи или лепили фигурки из артмассы), приглашенные гости активно обсуждали, зачем российскому кинематографу нужно детское кино и, главное, почему в нем нуждатся сами дети.

«Однажды я спросил у своих студентов, что на вас в последнее время произвело впечатление? — рассказывает Борис Галкин, советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, Заслуженный артист РФ. — И вдруг тишина, представляете, впечатлений нет! И я понял, что их сердце, их внимание нужно настраивать на впечатления. Если эти впечатления ясные, чистые, вдохновляющие, в них заложена любовь, все сразу становится на места. Тогда ты с радостью берёшься за камеру, за инструмент и творишь, потому что твоё сердце пульсирует радостью. С этого и надо начинать».

Правда, эксперты в области кино пришли к выводу: начинать нужно с диалога между взрослыми и детьми. «Дети, как ни странно, пишут о себе, им интересны их взаимоотношения с родителями, друзьями, ровесники, учителя. Но никак не выдуманные истории, — считает Татьяна Мирошник, режиссёр детского кино. — Дети закладывают в свои истории и сценарий то, что они не могут проговорить со взрослыми. И это очень хорошо: так они нам раскрываются. По большей части все истории детей о неком преодолении. О преодолении своей лени, своей глупости и пр.».

Но порой дети и хотят стать режиссерами своих историй, но боятся, что у них ничего не получится, их истории никому не нужны, они не профессионалы. «Снимать можно даже на телефон, на самую простую камеру. Главное — снимать, не останавливаться, экспериментировать и анализировать. И быть открытым и честным», — заверяет Мирошник.

«Кино, снятое детьми, — это некий переводчик с детского языка на взрослый, — уверена Татьяна Ильина, художественный руководитель киностудии „Союзмультфильм“. Очень хочется, чтобы мы их услышали и они нас услышали. А для этого нужно нам самим оставаться в каком-то смысле детьми».

Киновоспитание

Но главный впрос, который взволновал именитых режиссёров и педагогов: как оградить детей от чрезмерного влияния интернета, как им объяснить, что стоит смотреть, а что нет.

«Почему в интернете так много роликов, снятых именно детьми, но не несущими никакой смысловой нагрузки? Что вижу, то и пою. Потому что эта ниша не была заполнена, и сейчас пришел ее черед, — рассуждает Виктор Меркулов, руководитель проекта „Киноуроки в школах России“. — В этом направлении воспитательная работа с детьми в школах фактически упущена. Миром правят смыслы, и если мы не дадим детям этот смысл, они найдут его сами в этих многочисленных бездумных лайках и в потребительском отношении ко всему».

По словам Меркулова, главная ответсвенность в таком случае лежит на взрослых, и именно они должны быть отвественными за то, что дети смотрят и впитывают. «У нас есть прекрасный опыт, когда советский кинематограф формировал идеологию в стране. Нужно это восстановить», — говорит Виктор Меркулов.

В этом Меркулова поддерживает и креативный продюсер компании «Дисней» Владимир Грамматиков: «Ребенок, особенно в возрасте отрочества, пытается понять, какой мир перед ним. И мы всячески должны помочь ему ориентироваться, тем более, когда распахнуто окно интернета, когда обрушивается куча информации».

Владимр уверен, что детское кино должно быть как можно субъективнее, построено на чувствах, тогда оно и зацепит, и даст возможность проанализировать и кино, и происходящее в жизни ребенка. «Я в своем кино за чувства. Ребенку через чувства можно сказать об очень важных вещах. Это кажется, что он хладнокровный, но нет, можно пробраться к нему и нужно это делать», — добавил Грамматиков.

Дать творить детям

Но и тут взрослым нужно быть очень аккуратными, чтобы с высоты своего опыта не дать детям того, к чему они не готовы. «Я помню себя в детстве и меня всегда удивляло, что взрослые снимают фильмы про детей. Меня возмущало, что взрослые сценаристы додумывают за детей какие-то поступки, мысли и вкладывают в их уста какие-то несвойсвтенные им слова, — делится Иван Белозеров, зам.начальника Управления по связям с религиозными организациями департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы. — И особенно меня удивляло почему же взрослые актеры и певцы исполняют песни в этих фильмах, когда могут их прекрасно спеть солисты школьных хоров? И вот мы дожили до времени, когда дети сами снимают кино».

Правда, фестиваль доказал, что можно не только снимать кино, но и рисовать его. Так, здесь были выставлены лучшие работы конкурса «Мы сами рисуем кино», сделанные детьми от 4 до 14 лет. Лучшие из них были награждены почетными дипломами. Были награждены все дети, которые приняли какое-то участие в создании кинокартин.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах