Пандемия коронавируса полтора года назад очень сильно ударила по киноиндустрии. Останавливались съемки, откладывались премьеры, отменялись или переносились кинофестивали. «Кинотавр», например, тоже не избежал общей беды — в 2020-м он проходил в сентябре вместо июня, да и в 2021-м остался в первом осеннем месяце.
Но вот планомерно исследовать тему коронавирусной инфекции кинематографисты пока что не решились. Конечно, ещё в 2020-м выходили быстро снятые сериалы про изоляцию, дистанционную работу и прочие сопутствующие вещи, и некоторые из них были даже хорошего качества, несмотря на скорость работы. С полнометражным кино другие сложности — многие фильмы, которые сейчас выходят в прокат, начинали создавать ещё до всех этих пандемий, да и запущенные в 2020-м проекты делались по сценариям, написанным ещё до введения масочного режима и закрытия границ между странами. Но в конкурсе 32-го «Кинотавра» представлен фильм, в котором ограничения весны 2020-го оказывают серьезное влияние на судьбу главного героя. Это картина Антона Борматова «Владивосток».
Виктор (Андрей Грызлов) во время службы в армии случайным выстрелом убивает офицера и подается в бега. Он оказывается во Владивостоке, в чужой одежде и без денег, а единственной его надеждой становится армейский приятель Ринат (Иван Шахназаров), который после демобилизации вроде бы неплохо устроился. Ринат действительно помогает Виктору, и всё могло бы сложиться хорошо, если бы не два обстоятельства: «китайский» вирус уже свирепствует на Дальнем Востоке, ближайшие страны — в первую очередь Южная Корея — закрыли границы, а Виктор случайно встречает девушку Нику (Анастасия Талызина) и влюбляется в неё. У Ники, дочери московского адвоката, какая-то безумная страсть к кино и некие не вполне понятные отношения с местным авторитетом Караваевым (Виталий Кищенко), в которые волей-неволей приходится влезать и Виктору.
У Борматова богатая фильмография — он снял фильм «Околофутбола», делал отдельные сезоны сериалов «Ольга» и «Доктор Рихтер». Но «Владивосток» у него, похоже, получился не совсем таким, как задумывался, — в сюжете фильма слишком много натяжек, которые, пожалуй, допустимы для романтической комедии, но полностью убивают предполагаемую драму главного героя. Впрочем и главный герой оказывается не совсем героем без страха и упрека, а человеком, слепо плывущим по волнам обстоятельств; в какой-то момент Виктор окончательно сдается, и весь пафос фильма оказывается ненужным и даже вредным. Зато мост на остров Русский в этом фильме видно, кажется, из каждого окна — как Эйфелеву башню в фильмах про Париж или Сити в картинах, действие которых происходит в Москве.
Следующий фильм конкурсной программы «Кинотавра» тоже региональный — он сделан в Якутии силами якутских кинематографистов. Но в отличие от других представителей якутского кино последних лет, собиравших призы различных фестивалей (например, на «Кинотавре 2020» одним из победителей был фильм якутского режиссера Дмитрия Давыдова «Пугало»), «Нуучча» Владимира Мункуева делался с помощью продюсеров из Москвы — в их числе Валерий Федорович, Евгений Никишов и Борис Хлебников.
В основе «Нуучча» лежат рассказы польского революционера и этнографа Вацлава Серошевского, который в 1880 годы был сослан в Якутию, жил среди местных жителей и позже опубликовал первое исследование быта якутского народа. Один из рассказов Серошевского хотел экранизировать в начале нулевых Алексей Балабанов, но фильм не был завершен из-за трагической гибели исполнительницы главной роли, актрисы Туйары Свинобоевой; он был перемонтирован и выпущен как короткий метр.
Название фильма — это «русский» на якутском языке. Действие происходит в Якутии в конце XIX века; Хабджий (Павел Колесов) и его жена Керемес (Ирина Михайлова) живут на далекой заимке, которую им выделил местный князь (Иннокентий Луковцев). Но дичь ушла, рыбу поймать не получается, дети умирают во младенчестве, да и с заготовкой сена на зиму для единственной коровы все непросто. Хабджий идет к князю, но вместо помощи получает ссыльного народовольца Костю Хрущева (Сергей Гилёв) на поселение. Ссыльного и называют Нуучча. Якуты не надеются, что он выживет, но тот чудом выздоравливает, а затем начинает проявлять свой характер, совершенно не боясь, что князь вызовет казаков.
«Нууча» уже был показан на фестивале в Карловых Варах и получил там Гран-при конкурса «Восток-Запад». Не исключено, что и «Кинотавр» отметит эту картину — в ней отличные актерские работы, хотя философия сильно отличается от подхода якутских фильмов, уже побеждавших на фестивалях. Здесь якуты-мужчины — люди сломленные и, пожалуй, даже вороватые, на поступки не способные. Тестикулы есть у якутских женщин — причем такие, что им позавидуют иные супергерои. Но и среди них до конца идет только весьма своенравная мать князя, которая ещё помнит заветы предков. У Керемес запала хватает ненадолго, и без поддержки мужа она принимает самое легкое и простое решение — как это было и у Серошевского.