Культовых фильмов о серийных убийцах множество. Собственно, именно на неуловимых и неуязвимых до поры до времени злодеях построены целые кинофраншизы — «Пятница, 13» или «Кошмар на улице Вязов». Но в этом ряду особняком стоит фильм Джонатана Демме «Молчание ягнят», подаривший миру яркий образ Ганнибала Лектера.
Откуда взялся Лектер?
Вообще Лектер существовал и до появления в этом фильме. Придумал этого персонажа — замечательного психиатра и хирурга, а заодно серийного убийцу и каннибала — американский писатель Томас Харрис. В 1981 году Харрис выпустил книгу «Красный дракон», в который уже пойманный и определенный в психиатрическую лечебницу Лектер помогал агентам ФБР ловить своего «коллегу»-маньяка. Роман был воспринят читателями и критиками вполне положительно, а через пять лет режиссер Майкл Манн снял по нему фильм «Охотник на людей» (Manhunter); Лектера там играл актер Брайан Кокс.
Впрочем, тогда появление Лектера прошло, можно сказать, незамеченным. Популярным он стал после того, как Харрис написал второй том — «Молчание ягнят». Принцип здесь был тот же — Лектер помогает агенту ФБР (но не прожженному оперативнику, а молодой студентке академии Клариссе Старлинг) поймать очередного убийцу по прозвищу Буффало Билл.
Как придумали фильм?
Одним из первых потенциал «Молчания ягнят» разглядел актер Джин Хэкмен, который планировал сыграть и роль Лектера; кроме того, фильм по этой книге мог бы стать его режиссерским дебютом. Но помешала случайность — на церемонии «Оскар» Хэкмен увидел самого себя в роли злодея в картине «Миссисипи в огне» (он был номинирован на премию и ролики крутили во время представления претендентов) и решил, что не стоит усугублять свою карьеру ещё одним отрицательным персонажем.
Любопытно, что Джоди Фостер тоже хотела приобрести права на экранизацию, но лишь в расчете на роль Клариссы; впрочем, актриса потерпела неудачу — её обошли Хекмен и компания Orion Pictures. Поэтому ей пришлось конкурировать с Мишель Пфайффер. Правда, та быстро сошла с дистанции, поскольку сценарий показался ей слишком мрачным.
По этой же причине не стал играть Лектера и актер Шон Коннери, хотя это, наверное, был бы любопытный опыт самого известного Джеймса Бонда. А вот Энтони Хопкинсу слишком мрачный персонаж скорее понравился, и он приложил определенные усилия, чтобы его всё же взяли в фильм.
Почти рекордсмен
Продюсеры явно не рассчитывали на то, что «Молчание ягнят» станет кассовым хитом. Фильм вышел в прокат 14 февраля 1991 года, во время «низкого» сезона. Для сравнения: для потенциальных блокбастеров вроде второго «Терминатора» и комедии Джима Абрахамса «Горячие головы!» было зарезервировано лето, а диснеевский мультфильм «Красавица и чудовище» намечен на ноябрь — поближе к Рождеству.
Но даже при таких вводных «Молчание ягнят» умудрилось оказаться в десятке лучших по выручке релизов года — фильм занял пятое место с $272 млн выручки. Бюджет картины, кстати, по сравнению с тем же «Терминатором 2» ($100 млн) был совсем небольшим — всего-то $19 млн.
С наградами у картины дело обстояло ещё лучше. И пусть ей не достался «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля, но Джонатан Демме приз за режиссуру всё же из Берлина привёз.
Потом был триумф на «Оскаре-1992», где «Молчание ягнят» забрало все пять номинаций, считающихся главными: за лучший сценарий, за режиссуру, за лучший фильм и обе актерские, которые получили Хопкинс и Фостер. Эту коллекцию за предшествующую историю премии собирали лишь два фильма — «Это случилось однажды ночью» в 1935-м и «Пролетая над гнездом кукушки» в 1976-м. «Молчание ягнят» стало третьим.
Что было дальше
Хотя критики очень хорошо отнеслись к фильму, и среди них были те, кто его не понял и не оценил. Так, Джин Сискел из Chicago Tribune, а заодно соведущий именитого Роджера Эберта по шоу «At the Movies», назвал «Молчание ягнят» «звездным шоу уродов» и посчитал, что его коллеги слишком носятся с этой картиной. Но таких мнений было немного.
Джоди Фостер и Энтони Хопкинс буквально проснулись знаменитыми. У них, конечно, и до «Молчания ягнят» было множество ролей, но роли Клариссы и Лектера оказались для этих актеров настоящим прорывом.
У Джонатана Демме ситуация оказалась иной. До «Молчания ягнят» в его творчестве особых прорывов не было; он начинал с эксплуатационных фильмов, снял мелодраму «Дополнительная смена» с Куртом Расселом и Голди Хоун, у которых ещё не было в активе «За бортом». И, пожалуй, всё. После триумфа с «Молчанием» единственной заметной работой Демме оказалась юридическая драма «Филадельфия», которая принесла Тому Хэнксу первый «Оскар».
Ганнибал Лектер регулярно появляется на высоких местах в рейтингах выдуманных злодеев. И, кстати, он никогда не говорил «Привет, Кларисса», поскольку был очень воспитанным. Он говорил: «Добрый вечер, Кларисса».