26 января в российских кинотеатрах стартует фантастический блокбастер Фёдора Бондарчука «Притяжение». По сюжету нового фильма знаменитого режиссёра судьба планеты должна решиться в одном из спальных районов Москвы. АиФ.ru рассказывает о первой отечественной полнометражной работе на тему космического вторжения.
«Мы из Чертанова!»
На тему «Чертаново в культуре» уже можно писать научные исследования. В конце 80-х группа «Весёлые ребята» спела песню «Чертаново», а режиссёры Игорь и Дмитрий Таланкины сняли криминальную мелодраму «Осень, Чертаново...». Фёдор Бондарчук пошёл ещё дальше и сделал район на окраине Москвы не просто фоном для нового фильма, а главным действующим героем.
По сюжету «Притяжения» на многоэтажки столичного района падает инопланетный корабль, сбитый российскими военными. Хотя пришельцы и сообщают о том, что не желают нашей цивилизации зла и готовы покинуть планету, как только починят свою «тарелку», люди к их заявлению относятся с недоверием. Пока министерство обороны решает, как вести себя с незваными гостями, жители Чертанова решают навести «на районе» свои порядки: с битами в руках и листовками «Это наша Земля» они набрасываются на неопознанный летающий объект.
Как говорит сам Бондарчук, у фильма есть социальные подтексты. За основу истории были взяты реальные события: беспорядки в Бирюлёве 2013 года. Но и без комментариев режиссёра понятно, что инопланетяне в «Притяжении» всего лишь олицетворяют образ «чужака».
Создателям фильма как минимум дважды удалось удивить зрителей. Многочисленные трейлеры «Притяжения» обещали бойкое кино о борьбе землян и пришельцев в духе голливудского «Дня независимости», но фантастический блокбастер оказался на порядок интереснее. К «Притяжению» стоит относиться не только как к драме о природе агрессии современного общества, но и как к фильму о сложном характере человека, его нежелании понимать и слышать других (будь то пришелец, учитель, дочь, любимый человек).
Во-вторых, ни в одном из трейлеров создатели картины не раскрыли основную сюжетную линию и не показали самого интересного героя, рассказать о котором здесь значило бы испортить впечатление от просмотра фильма.
Повод для гордости
О спецэффектах «Притяжения», которые ничуть не уступают уровню голливудских фильмов, авторы проекта говорили уже давно. Известно, что на их создание ушло 7000 часов, а в команде визуализаторов работали 250 человек. И, хотя практически половина фильма «нарисована», обычные зрители вряд ли смогут отличить съёмки в «живых» декорациях от «цифрового» Чертанова, созданного специально для самых зрелищных сцен.
Ещё один повод для гордости продюсеров: созданием уникальных саунд-эффектов занимался австралиец Дэйв Уайтхед, автор звукового мира знаменитого «Района № 9» и электронного голоса робота по имени Чаппи. Но, пожалуй, главным достоинством «Притяжения» всё же стала не работа зарубежных специалистов, а игра российских артистов.
Бондарчук специально собрал в «Притяжении» ещё не «примелькавшихся» актёров и не прогадал. Главная женская роль досталась 24-летней Ирине Старшенбаум (несмотря на то, что у артистки нет профессионального актёрского образования, с ролью старшеклассницы Юлии, оказавшейся в самом эпицентре «космических» событий, она справилась отлично). А молодому, но уже успевшему громко заявить о себе актёру Александру Петрову (сериалы «Метод» и «Полицейский с Рублёвки») в компании с артистами из театра «Гоголь-центр» Евгением Сангаджиевым и Никитой Кукушкиным органично удалось изобразить «реальных парней» из Чертанова.
Кино для подростков
За «старую гвардию» в фильме отвечали сразу три народных артиста: Олег Меньшиков, Сергей Гармаш, Людмила Максакова. Однако поклонникам последних в кинотеатре делать, прямо скажем, нечего: фантастический блокбастер рассчитан на тинейджеров (да и сам Бондарчук говорит, что ядро аудитории «Притяжения» составляют люди в возрасте 12-25 лет).
Всё в «Притяжении» — начиная от саундтрека (в фильме звучат треки «Грибов», Скриптонита) и заканчивая съёмками на камеру GoPro — может не понравиться старшему поколению, зато придётся по вкусу молодой аудитории. А, чтобы подростки за фантастическими декорациями и разборками чертановских гопников сумели разглядеть главную мысль фильма, в финале её буквально разжёвывают (что не может не досаждать зрителям, способным самим сделать выводы).
Из-за ориентации на молодую аудиторию фантастический блокбастер вряд ли повторит успех предыдущего фильма Бондарчука («Сталинград» был признан самым кассовым российским фильмом XXI века), но он имеет все шансы оправдать доверие зрителей. Не секрет, что к дорогостоящим проектам режиссера многие относятся с предубеждением, ругая автора за искажение исторической правды, но с фантастическим фильмом такой проблемы быть не должно.
По крайней мере, зарубежных дистрибьюторов «Притяжение» уже впечатлило. Впервые права на показ отечественного фильма купили более 40 стран, это десятки тысяч экранов от Америки до Китая. Так что ещё до выхода на экраны картина с бюджетом в 380 млн руб. полностью окупилась.