Юных актеров в Советском Союзе было великое множество — детские фильмы снимались по несколько штук в год, и для каждого режиссеры выбирали новые и новые дарования. Уже засветившиеся молодые звезды часто сходили с дистанции — кто-то вырастал и уже не подходил по типажу, кто-то вовсе отказывался иметь дальше дело с киношниками. Отбор зачастую был суровый. Николай Губенко для фильма «Подранки» объезжал детдома, отсмотрел тысячи подростков, но всё равно взял на роль Вальки Ганьдина девочку — Зою Евсееву. А Константин Бромберг главных героев «Приключений Электроника» выбирал из нескольких сотен пар близнецов, прежде чем остановился на братьях Володе и Юре Торсуевых.
Но иногда у создателей фильма не было ни времени, ни ресурсов на столь долгие поиски нужного актера — и им на помощь приходили дети артистов. В принципе, среди юных актеров советского времени таких представителей артистических семей достаточно много — и дело тут, пожалуй, совсем не в кумовстве или семейственности. Такие дети часто оказывались поблизости от съемочных площадок — родителям их не с кем было оставить, – ну а сыграть небольшой эпизод они могли, поскольку были знакомы с актерским ремеслом с раннего детства. Не все из них потом пошли по стопам родителей, но свой след в советском кинематографе они всё-таки оставили.
Юрий и Максим Никулины — «Бриллиантовая рука», 1968
Юрий Никулин был человеком разносторонним. Он много лет работал в цирке клоуном — был помощником знаменитого Карандаша, потом выступал в паре с Михаилом Шуйдиным; в конце концов сам возглавил московский цирк на Цветном бульваре. Одновременно у Никулина сложилась и впечатляющая кинокарьера, причем он прославился не только ролями в комедиях Леонида Гайдая, но показал себя серьезным драматическим актером. Его сын Максим поначалу выбрал совсем другую карьеру, он выучился на журналиста, работал в печатной прессе и на телевидении, а уже в 1990-е пришел на административную должность в цирк, который возглавлял отец — и после смерти Юрия Никулина стал его директором. Но в кино он всё-таки снялся — в фильме «Бриллиантовая рука» именно Максим Никулин исполнил роль того мальчика с сачком, которого Геша Козодоев (Андрей Миронов) сначала принял за святого, а потом оттолкнул с пути (пинок вышел настоящим, на что 10-летний Максим сильно обиделся). В кино он, кстати, снялся ещё раз — в 1972-м вышел фильм Александра Митты «Точка, точка, запятая…», где Максим Никулин играл роль школьника.
Василий Шукшин и Мария и Ольга Шукшины — «Печки-лавочки», 1972
Предпоследняя режиссерская работа Василия Шукшина была своеобразным «семейным подрядом» — в фильме он вместе со своей настоящей супругой Лидией Федосеевой-Шукшиной играл мужа и жену, которые отправились в долгое путешествие к морю. В эпизоде картины появились на экране и их дочери, которые тогда были совсем детьми; Марии было пять лет, а Ольге — четыре.
Евгений и Андрей Леоновы — «Обыкновенное чудо», 1978
Сын популярного советского актера снимался со своим отцом со школы. Впервые он появился в одном кадре с Евгением Леоновым в 1972 году в фильме «Гонщики», в котором 13-летний Андрей играл экранного сына героя, сыгранного отцом. Второй раз им довелось сняться вместе спустя шесть лет — Андрей уже учился в Высшем театральном училище имени Щукина, и Марк Захаров доверил ему небольшую роль ученика охотника в своем фильме «Обыкновенное чудо»; Евгений Леонов в этой картине играл роль сумасбродного царя («Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, со всякими безобидными выходками»). Андрей Леонов впоследствии пошел по стопам отца — они вместе играли в театре «Ленком»; он много снимался в кино, но чаще его вспоминают по роли отца пятерых девочек в сериале «Папины дочки».
Олег и Михаил Ефремовы — «Когда я стану великаном», 1978
Михаил Ефремов — сын основателя «Современника» и многолетнего худрука МХАТ Олега Ефремова и актрисы Аллы Покровской. И нет ничего удивительного, что в кино он был занят с детства — в 13 лет он сыграл в фильме «Дни хирурга Мишкина», а в 15 ему доверили главную роль в картине «Когда я стану великаном». В этих же лентах снимался и его отец — в «Днях хирурга Мишкина» Михаил играл сына главного героя в исполнении Олега Ефремова, а в «Великане» уже было наоборот — у отца юного актера была совсем не главная роль.
Николай Ерёменко-старший и Николай Ерёменко-младший — «Море в огне», 1970
Еременко-младший начал сниматься во время учебы во ВГИКе — в 1969 году он появился в фильме Сергея Герасимова «У озера», а через год — в военной драме «Море в огне». Во втором фильме он и оказался на одной площадке с отцом (в то время — народным артистом Белорусской ССР). Второй раз они снялись вместе через много лет — в 1995-м сыграли отца и сына в единственной режиссерской работе Еременко-младшего «Сын за отца».
Бонус: «Время и семья Конвей», 1984
Перечислять все актерские пары отцов и детей, занятых в этом фильме, можно долго. Для картины Владимира Басова, которую он снял по пьесе Джона Пристли, это стало своего рода фишкой — действие сюжета разворачивается в двух временах, а одних и тех же героев в разном возрасте играют представители одной семьи. Среди них сам Басов и его сын, Владимир Басов-младший, Маргарита и Мария Володины, Инга Будкевич и Вероника Изотова (бывшая жена и дочь актера Эдуарда Изотова), Евгений и Андрей Леоновы, Олег и Антон Табаковы (они также снялись вместе в фильме «Человек с Бульвара Капуцинов»), Ирина Скобцева и Алёна Бондарчук (жена и дочь Сергея Бондарчука), Марианна и Наталья Стриженовы, Ростислав и Игорь Янковские (брат и племянник Олега Янковского). Для кого-то из молодого поколения роль в этой картине стала единственной, а для кого-то — лишь началом большой актерской карьеры.