Как уже неоднократно говорилось, специальная военная операция сорвала маски с людей, которые годами выдавали себя не за тех, кем являются на самом деле. Особенно ярко это проявилось в области культуры.
Двойное дно
Люди, много лет гревшиеся у бюджетных потоков и создававшие кино с претензией на патриотизм, в 2022 году стали убегать из страны в первых рядах. И тогда многие противоречия в их творчестве стали ясны — как, к примеру, в случае с господином Бекмамбетовым и фильмом «Девятаев».
Годами те, кто решался называть подлость подлостью, бились, словно в окружении. В 2007 году оскароносный режиссер Владимир Меньшов отказался награждать фильм «Сволочи» — за то, что авторы пытались выдать за правду миф о школе советских диверсантов, где готовили смертников из неблагополучных подростков. Меньшова за этот поступок творческая тусовка гневно осуждала, но сломать его и заставить каяться не получилось.
А в 2023 году всплыли интереснейшие подробности о другом хите — фильме «9 рота». И речь на сей раз вовсе не о новом иноагенте Артуре Смольянинове, а о том, какой смысл вкладывался в картину.
«В каждом обзоре содержатся рассуждения о „дикой бессмысленной войне“»
Напомним, «9 рота», вышедшая в 2005 году, стала лидером года по кассовым сборам, собрала кучу наград и превратилась в явление, оставившее след в современной культуре.
Вопросы к авторам возникли не из-за технического качества, а из-за идеологической составляющей. За основу сюжета был взят бой 9-й роты 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка за господствующую высоту 3234 над дорогой в город Хост в Афганистане.
Известный переводчик и общественный деятель Дмитрий «Гоблин» Пучков в 2005 году писал: «В конце фильма практически вся девятая рота гибнет — никому не нужная, забытая тупорылым командованием, так и не дождавшись подкрепления. Концовка и вовсе феерическая — глубокомысленный пассаж о том, что „страны, за которую мы воевали, уже через два года не стало“. Тут уже даже полному идиоту становится ясно, что воевать за несуществующую страну глупо. Непонятно только, к чему фраза „мы победили“. На протяжении всей рекламной кампании утверждалось, что фильм крайне достоверен, тщательно проконсультирован ветеранами девятой роты и вообще целиком и полностью основан на реальных событиях. Посыл про „реальные события“ настолько мощный, что ни один журналист и практически никто из зрителей не усомнился, что так оно на самом деле и было — как в кино показано. В каждом обзоре содержатся рассуждения о „дикой бессмысленной войне“, „безнравственной власти, которая престарелой рукой отправляла мальчишек на гибель“ и так далее... Каково на это смотреть командиру полка, который сам начинал служить в девятой роте, а в тот день обеспечивал ее поддержку? Каково на это смотреть ветеранам той войны?... Теперь имеем сериал „Штрафбат“ и фильм „9 рота“, сделанные людьми, которые искренне уверены в том, что „снимают правду“. Но еще страшнее то, что в стране выросло целое поколение идиотов, которые свято верят в то, что мы везде и всюду проиграли. Что воины, сражающиеся за свою страну — все как один контуженые психи. Что „все было зря“, потому что „их страна через два года перестала существовать“».
Что было на высоте 3234?
В реальности все было иначе, о чем в том числе и АиФ.ru писал неоднократно — в последний раз в начале январе 2023 года, к 35-летию боя.
Вкратце напомним — реальная 9-я рота в рамках операции «Магистраль» обеспечивала оборону трассы в город Хост, по которой шли грузы с топливом, продовольствием и другими необходимыми жителям вещами. Для того чтобы пресечь нападения моджахедов, нужно было взять под контроль господствующие высоты.
Высоту 3234, находившуюся на 7-8 километров юго-западнее среднего участка дороги, должны были защищать бойцы 9-й парашютно-десантной роты 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка. 39 десантников во главе командиром 3-го взвода старшим лейтенантом Виктором Гагариным тщательно готовили позиции к обороне. Провели инженерные работы с обустройством сооружений для защиты личного состава и огневых позиций, установили минные поля.
На штурм обороны двинулся элитный спецназ моджахедов — так называемые «Черные аисты», проходившие подготовку у инструкторов армии США. По данным советской разведки, атаковали высоту 3234 и кадровые пакистанские военные из полка «Чехатвал».
За 12 часов боя 9-я рота отразила 11 (!) атак на высоте 3234. Двенадцатую готовились встретить пять остававшихся в строю десантников. Снарядили последними патронами магазины, решив вызывать огонь артиллерии на себя.
Но в этот самый момент на помощь подошел разведвзвод под командованием старшего лейтенанта Алексея Смирнова. Двенадцатая атака была отбита.
Тринадцатой не последовало — «Черный аисты» сломались. Они отступили, унося раненых и трупы.
Непосредственно в бою погибли пять советских военнослужащих — Вячеслав Александров, Андрей Мельников, Андрей Федотов, Владимир Криштопенко и Анатолий Кузнецов. Шестой, Андрей Цветков, умер в госпитале спустя сутки. Почти три десятка десантников получили ранения, девять из них — тяжелые.
Высоту 3234 атаковали до 400 боевиков. Точных данных об их потерях нет, но, по всей видимости, счет шел на десятки убитых.
Кому не нравится правда?
В реальности никто никого не бросал и не забывал, советские парни геройски выполнили боевую задачу, обеспечив получение мирными жителями города Хоста необходимых грузов.
Сравните с тем, как это было подано в «9 роте».
Надо сказать, что за эти годы вышло значительное количество материалов и телепередач, где рассказывается реальная история боя на высоте 3234. Но правда в том, что все они вместе широкий охват фильма «9 рота» не перекроют.
Тогда, в 2005 году, главный гнев обрушился на режиссера Федора Бондарчука, который заявлял: «Та правда, которую я стремился показать в кадре, возможно, не понравится генералам. Но наши консультанты — солдаты, которые были в Афганистане, — после просмотра выходили в состоянии эмоционального подъема. Для меня это имеет огромное значение. Я готов к тому, что эту картину будут ругать высокие чины, которым не понравится мой взгляд».
Проблема заключалась в том, что правды как раз там и не было. О чем, не устанем повторять, свидетельствуют и документы, и рассказы участников событий.
Дело господина Роднянского
Но, как выясняется теперь, дело не только и не столько в Бондарчуке. Продюсером «9 роты» был Александр Роднянский, уроженец Киева, в течение длительного времени являвшийся одной из центральных фигур нашего кино- и телебизнеса.
В 2005 году в интервью «МК» о «9 роте» Роднянский говорил так: «„9 рота“ выстрелила, потому что получился фильм, возвращающий самоуважение и гордость. И это очень важно для сегодняшних зрителей. Он не про события Афганской войны — он про нас сегодняшних... После фильма или нервно курят, или плачут, молчат и думают. Кино любят в России. Кино — это удивительное пространство, которое умеет заражать миллионы разных людей схожими эмоциями и заставлять их проживать в короткие спрессованные минуты эмоциональный опыт, который в обычной рутинной жизни эти люди проживать не могут. Этот эмоциональный опыт делает и отдельных людей, и целую нацию более зрелой».
Какое самоуважение вызывает фильм, в котором герои ведут, как оказывается, бессмысленный бой, просто потому, что страна о них забыла? Что за победа такая, если вы не забываете сказать, что страна развалилась?
Годами творцы отвечали — вы придираетесь. А с творцами, чего греха таить, и чиновники от культуры, у которых Роднянский был в фаворе.
А в 2022 году Роднянский поддержал украинских нацистов и был признан в России иноагентом. И вот сейчас продюсер-иноагент разоткровенничался в интервью на канале другого иноагента Ирины Шихман.
«Проигранная война с безответственным руководством. В этом смысл „9 роты“»
«Сегодня вы чувствуете ответственность за то, что вы в очередной раз российских солдат, которые вторглись в другую страну, называете в этом фильме героями?» — спрашивает Шихман Роднянского о «9 роте».
«Фильм о том, как генералы советской армии, оказавшись в Афганистане, забыли главную часть на высотке. Начальнички отправились выходить из страны, а мальчишки остались там. Проигранная война с безответственным руководством. В этом смысл „9 роты“, и поэтому она так зашла, — отвечает Роднянский. — Аудитория нуждалась во внутреннем ответе на поражение. Афганская война — это один из последних гвоздей в гроб Советского Союза. Многим россиянам не объяснили, что произошло. Мне казалось, что аудитория нуждалась в ответе на вопрос о поражении целого поколения в войне».
Не стоит спорить с господином Роднянским, по какой причине фильм зашел публике. Важно, что продюсер честно признает, что он изначально вкладывал в него смысл о «проигранной войне с безответственным руководством». И если бы для этого был взят реальный факт, подтверждающий это, то, по крайней мере, это было правдой.
«Родина бросит тебя, сынок»
Но Роднянский взял настоящий подвиг, осмысленный, где никто не предавал, и вывернул его наизнанку. Потому что целью его была антисоветская, а если говорить шире, антигосударственная агитация.
«Родина бросит тебя, сынок», — вот что вдалбливал еще 18 лет тому назад в головы россиян продюсер Роднянский. И сейчас он не то что больше этого не скрывает — он этим гордится.
Кстати, продюсером «Сталинграда», прозванного «Они сражались за Катю», тоже был Роднянский. Как вы думаете, такой взгляд на ключевую битву Великой Отечественной имел целью воспитание патриотизма или нечто противоположное?
Перечитайте еще раз то, что в 2005 году писал Пучков: «Дорогие дети! Родина, страна — это не правительство и не политический строй. Вашей Родине — почти тысяча лет. И за эту тысячу лет ваши предки прописали по первое число всем, кто на них рыпнулся. И оставили вам в наследство одну шестую часть суши. Ваша задача — не просрать то, что вам оставили. Защищают Родину — обыкновенные солдаты, а не ушибленные на голову журналисты, режиссеры и прочие „борцы за свободу“».
Фарш, конечно, назад не прокрутишь. Задача сегодня в том, чтобы ошибок не было в будущем. Чтобы не осталось в российском кино людей, вбивающих в головы ложь и предательство. Чтобы новое поколение росло не во лжи нацистских прихвостней, а с настоящей правдой «Судьбы человека» и «Горячего снега». Потому что наше дело правое. И враг всегда будет разбит.