18942

Покайтесь за предков. Как «Перевал Дятлова» оплевал победителей нацизма

Кадр из сериала

На излете года 75-летия Победы об советских солдат, освободивших Европу от «коричневой чумы», с наслаждением вытирают ноги. Происходит это не в ЕС и не в США, а в России. Вполне открыто, с агрессивной рекламой, предлагающей не проходить мимо данного продукта.

«Пипл хавает» с увлечением

Сериал «Перевал Дятлова» подается как главное событие года — по крайней мере, в жанре «телемыла». И надо сказать, что создатели своей цели добились, поскольку «Главная мистическая тайна СССР» собирает весьма внушительную аудиторию.

История гибели туристической группы Игоря Дятлова в феврале 1959 года давно превращена в российский «Бермудский треугольник», и никакие доводы настоящих экспертов о том, что ничего загадочного и мистического в случившемся нет, не действуют.

Как говаривал один деятель шоу-бизнеса 90-х, «пипл хавает», и журналисты, желающие пить и есть, дают публике то, что она хочет — нагромождение ереси из «летающих тарелок», параллельных миров, злобных чудовищ и кровавых упырей из Кей-Джи-Би.

Собственно, сериал «Перевал Дятлова», хотя создатели и клятвенно обещали следовать фактам, продолжает эту традицию. Ради хайпа в сюжет втянули даже молодого Бориса Ельцина, который якобы тоже рвался в поход, но по счастливой случайности не был принят в группу.

Надо сказать, что авторы сериала сумели ввести в состояние легкого шока даже тех, кто съел не одну собаку на этой истории. Чего стоит демонстрация в кадре препарирования трупов погибших — речь, на секундочку, идет не о выдуманных, а о реальных людях, у которых остались родственники. Но жалеть чьи-то чувства (кроме собственных) для российских творцов — признак дурного тона.

Что касается следования реалистичности демонстрируемого, то о ней вообще стоит сразу забыть. Если верить авторам, то в конце 1950-х годов на Северном Урале существовали автобаны немецкого качества, по которым сотрудники КГБ доезжали едва ли не до места трагедии, причем не на грузовиках или «виллисах», а на лимузинах типа ЗИМ.

И, конечно, франтоватый майор КГБ, разгуливающий на месте трагедии в пальто, ботинках и шляпе — это верх правдоподобия для всех, кто имеет хотя бы минимальное представление о районе, в котором погибла группа Дятлова.

Майор с чувством вины перед немцами

Но все это мелочи по сравнению с тем, что под толстым слоем мистики подсовывают авторы зрителю.

Фильм разбит на две части — одна описывает события, непосредственно происходившие с туристами, а вторая рассказывает о расследовании, которое ведет майор КГБ Олег Костин.

Костин — это российское издание агента ФБР Дейла Купера, в сериале «Твин Пикс» бившегося над тайной убийства Лоры Палмер.

С той лишь разницей, что Купера не мучали флэшбеки из военного прошлого, которые регулярно посещают Костина.

Герой войны испытывает тяжелую рефлексию на тему невинно убиенных немецких солдат. Мол, не все они были плохие, многие не по своей воле попали на войну, и убивать их было не нужно.

На секундочку, Костин согласно сюжету потерял семью под немецкой бомбежкой и, кроме того, освобождая родную землю, должен был насмотреться на ужасы немецкой оккупации. Но эти ужасы авторы «Перевала Дятлова» зрителям как раз не показывают. Зато они повествуют о лютых зверствах, которые учиняют солдаты Красной Армии на земле Германии.

Мародеры и убийцы?

За исключением пары-тройки рефлексирующих, советские солдаты показаны так, будто сценарная группа консультировалась с Йозефом Геббельсом — настоящие орды орков с отсутствием интеллекта, вторгающиеся в милую мирную жизнь бюргеров, сжигающие их дома из огнеметов и забрасывающие их гранатами.

Костин на правах офицера эти бесчинства не останавливает, а наоборот — прикладывает к ним руку.

Вот, например, флэшбек Костина из 5-й серии — его бойцы грабят дом в немецком городке прямо в присутствии хозяев, рядом лежат трупы маленьких немецких детей. Потом солдаты волокут кричащего от ужаса толстяка-очкарика, уверяющего, что его насильно записали в СС два дня тому назад. Но Костину все равно — он расстреливает немца на месте и едва не расстреливает его жену, благо вмешивается еще один совестливый военнослужащий Красной Армии.

Но и без расстрела жены очевидна мысль, которую хотели донести авторы «Перевала Дятлова» — советские солдаты на немецкой земле зверствовали и мародерствовали, и каждый приличный человек должен не справлять День Победы, а скорбеть и каяться за грехи предков.

«Мне не стыдно»

На днях посол Германии в Литве Маттиас Сонн заявил, что целью освобождения Красной Армией Германии от нацизма было установление «сталинского репрессивного правления».

Это вызвало справедливое негодование у МИД России. До этого негодовали по поводу польской компании D-Day Miniature Studio, выпустившей военную миниатюру в виде солдат Красной Армии, занимающихся мародерством.

Мы вообще много и справедливо негодуем по поводу переписывания истории за рубежом, но не замечаем того, что происходит у нас под носом.

Можно составить длинный список современных российских фильмов о войне, где присутствуют благородные немцы, невинные жертвы войны, и советские солдаты, обладающие всеми возможными пороками, от хронического пьянства до пристрастия к групповому насилию.

В 2019 году ко Дню Победы выкатили комедию «На Париж», в которой победители исключительно пьянствуют, отбирают у немцев машины, бросают свои части и уезжают в публичный дом. Причем авторы, ко всему прочему, настаивают на документальности данного сюжета.

Снявшийся в картине Дмитрий Певцов, когда ему стали задавать нелицеприятные вопросы, извиниться и не подумал, заявив: «Мне не стыдно за фильм „На Париж“ и участие в нем. Я считаю, что история, почти документально точно рассказанная в фильме, — история о любви. В том числе и о любви к Родине, и к тем, кто победил в той страшной войне. Можно придираться к художественным недостаткам этой картины, но что касается уважения к нашей истории, к нашим людям, которые ее творили, — тут уж извините... Этот фильм о том, что произошло, когда наступила долгожданная Победа, когда стало ясно, что — все, конец, победили. И если вы ждали обычную героическо-патриотическую „стрелялку“ с приключениями и подвигами, извините, не об этом история наша».

В России все можно?

Думается, что актер Петр Федоров, сыгравший майора Костина, за «Перевал Дятлова» извиняться не будет. Да и зачем, если в его биографии уже был «Сталинград» Бондарчука, где герои, как известно, сражались не за Родину, а за Катю.

Некоторые критики считают — линию о зверствах Красной Армии в Европе ввернули для того, чтобы «Перевал Дятлова» лучше «заходил» на зарубежную аудиторию.

Чего там хотели авторы, не очень интересно. Гораздо важнее понять, есть ли в нашем обществе элементарная брезгливость и элементарные нормы нравственной гигиены. Потому что если те, кто постарше, просто, поморщившись, переключат канал, то те, кто помладше, примут показанное за чистую монету. Казалось бы, история «Коли с Уренгоя» должна была заставить пересмотреть подход к вопросам исторического воспитания, но на практике ничего принципиально не изменилось.

Весело и радостно на головы россиян выливается продукт, который под прикрытием мистической истории занимается осквернением памяти солдат, одолевших нацистскую гидру.

И попробуй его тронь — тут же поднимется вой о цензуре, об угнетении свободы, о лишении творцов права на особый взгляд.

Нет смысла сетовать на то, что СССР приравнивают к Третьему Рейху за границей, пока это свободно позволяется делать в самой России.

И если создателям «Перевала Дятлова» все сойдет с рук, то данный мутный поток в дальнейшем будет только набирать силу.

Оставить комментарий (12)
Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы