В январе 1959 года группа студентов Уральского политехнического института собирается в лыжный поход повышенной сложности. Семь ребят и две девушки — опытные туристы, которые готовы пройти по зимним тропам севера Свердловской области и подняться на две труднодоступные горные вершины. Правда, руководитель группы — уверенный в своих силах Игорь Дятлов (Иван Мулин) — недоволен тем, что им навязали «старика», опытного инструктора Семена Золотарева (Егор Бероев), но новичок быстро завоевывает сердца других членов группы. Они отправляются в долгий путь — сначала на поезде, потом на автомобиле, а в конце на лыжах, неся всё снаряжение на своих спинах.
Спустя месяц в эти края приезжает загадочный следователь из Москвы Костин (Петр Фёдоров). В отношениях с местными прокурорами, которые расследуют гибель группы Дятлова, Костин сразу обозначает иерархию — по документам он будет их помощником, но вести дело будет именно он. Когда-то Костин воевал, в Германии столкнулся с последствиями изысканий организации «Аненербе» и с тех пор «чувствует людей». Он знакомится с местным судмедэкспертом Катей (Мария Луговая), дарит её сыну «парабеллум» и ставит по струнке главу обкома партии, которому лишние проблемы на вверенной территории не нужны. Но эти проблемы, безусловно, будут.
Сериал «Перевал Дятлова», который стартует на ТНТ в понедельник, 16 ноября, пытается поднять завесу тайны над одной из самых известных загадок, доставшихся современной России от Советского Союза.
Урочище Перевал Дятлова — вернее, гибель девяти туристов на этом месте в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года — это мистическое место на карте бывшего СССР, очень напоминающее загадку Бермудского треугольника. Главное отличие лишь в том, что в треугольнике корабли и самолеты пропадают, можно сказать, регулярно, а на этом перевале в пятистах километрах к северу от Екатеринбурга (который тогда назывался Свердловск) трагедия случилась лишь однажды. Но причины и того и другого неясны до сих пор — несмотря на серьезное развитие техники, которая, казалось бы, может почти всё.
Версий гибели Игоря Дятлова и его товарищей существует огромное количество — от отравления галлюциногенными препаратами и нападения милиционеров-браконьеров до визита инопланетян или потревоженных духов народа манси. Следствие, впрочем, ничего криминального или чересчур фантастического в смерти молодых людей не обнаружило, а повторная завершенная в этом году проверка обстоятельств дела Генеральной прокуратурой России опять назвала в качестве причины трагедии обычную лавину и возникшую после неё панику. Но кино на таком скучном фундаменте, разумеется, никто снимать не будет.
В 2013-м режиссер Ренни Харлин (участник франшиз «Крепкий орешек», «Кошмар на улице Вязов», 5-кратный номинант на «Золотую малину») попытался окончательно разрешить мучающий всех любителей конспирологии вопрос. В фильме «Тайна перевала Дятлова» Харлин объединил в одну кучу человекоподобных мутантов, секретные эксперименты советских военных и путешествия во времени, но полной ясности так и не добился, а всего лишь показал на экране одну из уже существующих теорий гибели группы Дятлова.
Создатели нового сериала «Перевал Дятлова» пошли по более сложному пути и решили показать две фактически независимые истории. В одной она развивается в нечетных эпизодах 8-серийного проекта — речь идет о расследовании, которое прокуратура начала после обнаружения тел участников похода. Мистики в этом сюжете уже в самом начале сериала довольно много — начиная с таинственного сотрудника КГБ из Москвы, которого как бы официально и не существует. У Костина весьма загадочное прошлое, к которому есть отсылки в военных сценах, ну а авторы сценария (один из них — Илья Куликов, известный по «Аванпосту» и «Полицейскому с Рублевки») дополнительно подкидывают ему и весьма неказистые рояли в кустах, которые, пожалуй, лишь мешают повествованию.
Вторая история показана в снятых в ретро-стиле черно-белых четных эпизодах «Перевала Дятлова». Здесь речь идет именно о подготовке группы туристов к сложному лыжному походу, а вся хронология события воспроизведена относительно дотошно. Формальная разница между ними — буквально месяц-полтора, но при таком методе съемок они смотрятся как разнесенные на несколько десятилетий. Здесь тоже есть «приветы зрителям из будущего» вроде молодого Бориса Ельцина, который просится в поход с «дятловцами», но они совершенно не обязательны и, честно говоря, излишни.
Снимали эти истории разные режиссеры. За нечетные цветные отвечали продюсеры Валерий Федорович и Евгений Никишов («Гоголь», «Обычная женщина», недавняя «Эпидемия»«), а за четные черно-белые — Павел Костомаров («Эпидемия»). И структура сериала говорит о том, что в финале два этих сюжета сольются в один общий. И авторам сериала в итоге придется ответить на самый главный вопрос, который обычно задают всем создателям сериалов о загадочных событиях, однозначного и общепринятого объяснения которым не существует. В данном случае — кто убил Игоря Дятлова и его товарищей и убивал ли их вообще кто-то. Уклончивый ответ в духе Дэвида Линча зрителей, скорее всего, разочарует — хотя и оставит возможность другим кинематографистам предложить собственную версию.