В 2002 году одним из событий российской киноиндустрии стала «Война» Алексея Балабанова — отчаянная рефлексия совсем недавней Чеченской войны, боевик, который умело сочетал стрельбу и погони с актуальной повесткой того времени. Алексей Чадов сыграл в балабановской «Войне» главного героя — рядового-призывника Ивана Ермакова, который прошел через чеченский плен, освободился, но вернулся обратно в Чечню, чтобы забрать своих. Спустя двадцать лет Чадов, ставший настоящей звездой, снял «Свою войну», чтобы показать, каким стал его герой за прошедшее время.
Иван Ермаков (Чадов) увлекается всякими военными играми, но не только. Он тренируется вместе с членами ЧВК «Шторм», которой руководит мудрый Иваныч (Виктор Сухоруков), а заодно показывает своему маленькому сыну настоящие мужские развлечения. С женой (небольшая роль Кристины Асмус) он давно в разводе — та не одобряет увлечения бывшего мужа, но повлиять на него уже не может. Жизнь течет своим чередом, пока не приходит известие, что в Сирии в засаду попала одна из боевых групп «Шторма». Несколько бойцов ЧВК погибли, а вот двоих боевикам удалось захватить в плен. Один из них — Седой (Виталий Кищенко), бывший командир и друг Ивана, с которым они пару лет серьезно поругались.
За жизнь пленных боевики хотят большой выкуп, который удалось собрать только частично. Но Иван всё равно отправляется в Сирию с тем, что есть; он едет под видом журналиста, чтобы сохранить инкогнито, но миссия всё равно кажется невыполнимой. Пленных держат на территории, которую контролируют американцы, а те не хотят сотрудничать с российскими военными.
К операции в Сирии российские кинематографисты осторожно подбираются уже несколько лет. Войска России в этой арабской стране всё ещё действуют, об их выводе нет и речи, поэтому объектом внимания киношников становятся какие-то безусловные вещи и подвиги. Например, история гибели военного летчика подполковника Олега Пешкова, самолет которого сбили турки — ей посвящен фильм Игоря Копылова «Небо». Картина Андрея Кравчука «Однажды в пустыне» — это рассказ о саперах, которые готовили древнюю Пальмиру к концерту в мае 2016 года.
Алексей Чадов в своем режиссерском дебюте идет чуть дальше. Его фильм — полностью он называется «Своя война. Шторм в пустыне» — не основан на каком-либо конкретном событии конфликта в Сирии. Но при этом в «Своей войне» показано сразу всё, что можно и нужно показать о том, как воюют российские военные.
В принципе, сюжет «Своей войны» очень сильно перекликается с сюжетом той «Войны», которая и прославила Чадова. У Балабанова главный герой тоже отправляется на «свою» войну, которая становится для него личным делом. Причем не только потому, что надо вытащить друга, но и в смысле переосмысления прошлого — вторым пленным оказывается чеченец Закир (Джалил Асретов), а отношение к ним Ивана Ермакова почти не изменилось за двадцать лет. Впрочем, несколько часов, проведенных вместе, позволяют двум воинам найти общий язык.
Вообще в «Своей войне» много отсылок и к фильму Балабанова, и к американским боевикам далекого прошлого — как авторы «Однажды в пустыне» делали оммаж оскароносной картине Кэтрин Бигелоу «Повелитель бури». Правда, Чадов по фактуре уступает Шварценеггеру из «Коммандо», но маленькую девочку на одной руке держит уверенно.
Американцы в «Своей войне», кстати, тоже имеются — и не в роли людей, которых занесло на чужую войну (у Балабанова их играли Ингеборга Дапкунайте и англичанин Иэн Келли), а в роли уверенных хозяев положения, которые не стесняются вступать в противостояние с «этими русскими». И эти американцы на поверку оказываются не самыми плохими ребятами, которые вполне могут войти в положение и даже помочь. Впрочем, наверное, так и надо — во всяком случае, боевик Чадова от этого только выиграл.