Предсказать прокатную судьбу фильма было сложно всегда — гарантированные вроде бы блокбастеры проваливались с треском, а невзрачные середнячки становились хитами, ломая все прогнозы аналитиков. В СССР анализ рынка был устроен весьма причудливо, и поэтому лирическая комедия режиссера Генриха Оганесяна с непритязательным названием «Три плюс два» получила вторую категорию, что означало меньшее число прокатных копий и меньшие ставки актерам. Не помогло даже то, что картина снималась по пьесе и сценарию Сергея Михалкова «Дикари», спектакль по которой с успехом шел в московском театре имени Ермоловой.
Впрочем, киночиновников можно было понять. Самостоятельных работ у Оганесяна было немного — прежде он работал помощником режиссера (например, у Сергея Герасимова в «Молодой гвардии»), а в одиночку снял только производственную драму «Приключения Кроша», которую посмотрело приличное, но не огромное по советским меркам число зрителей (19,2 млн). Да и в главных ролях были молодые, почти неизвестные актеры — Оганесян специально выбирал тех, кто еще не засветился на большом экране, хотя возраст героев пьесы — больше тридцати лет.
В кинотеатрах СССР картина «Три плюс два» появилась 3 июля 1963-го — и вскоре стал понятен масштаб триумфа. Категорию фильма срочно переделали на первую, съемочная группа получила премии, а по итогам года картина разделила третье место (35 млн зрителей) с индийской мелодрамой «Любовь в Симле», лишь немного уступив драме «Коллеги» с Василием Ливановым и Василием Лановым, которую посмотрели 35,3 млн человек.
Судьба актеров из «Три плюс два» сложилась по-разному — кому-то из них удалось проделать большой путь в кино, а кто-то вообще ушел из него.
Андрей Миронов — Роман, ветеринар
Миронов родился в известной семье артистов и пошел по родительским стопам. Прямо накануне съемок в «Три плюс два» (лента снималась в августе-ноябре 1962-го) он окончил Щукинское театральное училище, имел в активе пару сыгранных ролей в кино («А если это любовь?» 1961-го и «Мой младший брат» 1962-го), а также был приглашен в труппу Театра Сатиры. Фильм стал для него трамплином в большое кино, но не самым обязательным — скорее всего, Миронов сумел бы прославиться и без этой роли. А вскоре в его фильмографии появились «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука», он блестяще сыграл Фигаро в постановке родного театра и в ее телеверсии — и стал настоящей звездой советского кино. Скончался всего в 46 лет, в 1987 году, играя на гастролях в Риге все того же хитрого цирюльника из Севильи.
Евгений Жариков — Вадим, дипломат
Во время съемок картины Жариков был студентом ВГИКа и, честно говоря, для его всесоюзной славы «Три плюс два» оказался не самым определяющим фильмом. Правда, в этом он был виноват сам — после окончания вуза в 1964-м уехал в ГДР, подальше от поклонников из СССР, а по возвращении начал путь к вершине заново. Свою главную роль он сыграл в многосерийном телефильме «Рожденная революцией», посвященном советскому уголовному розыску, — сейчас Жарикова иначе как Николая Кондратьева, пожалуй, и не воспринимают. Впрочем, актер много и часто снимался и после этого успеха, и после развала СССР. Скончался он в 2012 году на 71-м году жизни.
Геннадий Нилов — Степан, доктор физико-математических наук
Нилов был самым старшим из трех мужчин-дикарей, отдыхавших на каменистом пляже Крыма — он родился в 1936-м, на 5 лет раньше Миронова и Жарикова. Окончил Ленинградский театральный институт, сыграл в нескольких фильмах, причем в одном из них — «Человек с будущим» 1960-го — главную роль. Вот только закрепить успех после выхода «Три плюс два» Нилов, пожалуй, так и не смог — он снимался много и разнообразно, но «той самой роли», которая и делает актера кинозвездой, в его карьере так и не случилось. Он ушел из кино в 1993-м — тогда на «Ленфильме» прошло сокращение штата, под которое попал и Нилов, а искать другое пристанище он не стал, так и начал жизнь пенсионера в домике у Ладожского озера. Один из его сыновей — Алексей Нилов — также стал актером и прославился после работы в сериале «Улицы разбитых фонарей».
Наталья Кустинская — Наташа, актриса
Актрисы тоже были чуть постарше Миронова и Жарикова, хотя именно с ними у них по сюжету образовались пары. Кустинская родилась в 1938-м. За год до съемок в «Три плюс два» она окончила ВГИК, хотя снималась и во время учебы — так в ее фильмографии появилась роль в «Хождении по мукам» Григория Рошаля. После выхода картины Кустинская активно снималась в 60-е и 80-е, но роли ей доставались, как правило, не слишком заметные. Исключений было немного — зрители запомнили ее в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где она с блеском сыграла роль отставленной любовницы режиссера Якина («Людочка, ты сейчас умрешь!»), и в телесериале «Вечный зов», но прорыва так и не случилось. Актриса была шесть раз замужем, но счастья так и не обрела. Ее уход из профессии был трагическим — в 1989-м при падении она повредила мозг и больше не могла работать. Скончалась Кустинская в 2012 году, ей было 74 года.
Наталья Фатеева — Зоя, дрессировщица
Фатеева оказалась самой старшей из актерской команды «Три плюс два» — на момент съемок ей было 28 лет. Она два года проучилась в Харьковском театральном институте, потом поступила во ВГИК, на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой; ее однокурсницей была Людмила Гурченко. В кино, впрочем, она снималась не слишком часто и не на первых ролях; играла в театре Ермоловой, но в спектакле по «Дикарям» занята не была. В принципе, участие в «Три плюс два» ничего в этом не изменило. Среди ролей Фатеевой можно выделить «Джентльменов удачи» (дочь профессора), дилогию «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» и «Место встречи изменить нельзя», где она сыграла любовницу Фокса Ингрид Соболевскую. Фатеева трижды выходила замуж, причем ее третьим мужем в конце 60-х был космонавт Борис Егоров; он ушел от нее к другой актрисе из «Три плюс два» Наталье Кустинской, с которой прожил 20 лет.