Изнанка модных домов любопытна, но мало кому придет в голову три часа наблюдать за творческими муками Коко Шанель, придумывающей свой знаменитый твидовый костюм. Поэтому кинематографисты если и обращались к теме моды, то, как правило, не к истории успеха или вдохновения, а к связанным с этим миром скандалам, интригам и расследованиям. Режиссер Ридли Скотт не стал исключением: его фильм «Дом Gucci» посвящен закату знаменитой фамилии, а о том, чем знаменит этот бренд, почти ничего не рассказывает.
У основателя Gucci, итальянского предпринимателя Гуччио Гуччи, был успешный бизнес по производству модной одежды и аксессуаров. Ещё у него было несколько сыновей, управлявших семейным бизнесом после смерти отца в 1953 году. К середине 1970-х в живых остались лишь двое из них: живущий в Нью-Йорке Альдо Гуччи (Аль Пачино) и тосканский затворник и бывший актер второго ряда Родольфо Гуччи (Джереми Айронс). У обоих — по пятьдесят процентов Gucci и равные права на определение стратегии компании. Вот только оставить эту компанию им было некому.
Сын Альдо Паоло Гуччи (Джаред Лето) отчего-то возомнил себя великим дизайнером и революционером моды. Отец ласково называл его «мой идиот». А сын Родольфо Маурицио Гуччи (Адам Драйвер) учился на юриста и хотел жить как простой человек: ездил по городу на велосипеде и обедал в уличных кафе. К тому же он познакомился со сногсшибательной красавицей Патрицией Реджани (Леди Гага), но бдительный Родольфо сразу опознал в дочери владельца небольшой транспортной компании охотницу за деньгами и на всякий случай лишил сына наследства.
Но Патриция оказалась не промах. Она всё равно вышла замуж за Маурицио, сумела убедить его помириться с семьей: сначала с дядей Альдо, а потом и с отцом. Ну а после смерти Родольфо Маурицио с её помощью и под её влиянием решил взять полный контроль над Gucci, хотя и сам не понимал, зачем ему это нужно.
Всё это Ридли Скотт показывает очень подробно и со вкусом. Он не ограничивается скупым пересказом событий, а добавляет красок, о которых посторонний человек знать, разумеется, просто не мог. В подобных семейных предприятиях большинство решений принимает очень узкий круг родственников. То, что попадает наружу, редко сопровождается подробностями. Себе на помощь Скотт призвал нон-фикшн с изложением этой истории: книгу об отношениях Маурицио Гуччи и Патриции написала ещё двадцать лет назад журналистка, специалист в области высокой моды Сара Гей Форден. И весь фильм подводит зрителя к тому, что уже и так известно всем без исключения.
Маурицио Гуччи расстался с Патрицией в 1985 году. Официально пара развелась лишь 9 лет спустя, а ещё через год бывшая жена заказала убийство бывшего мужа, чтобы предотвратить его следующий брак и снижение размера алиментов. Все причастные (одну из них — гадалку Пину Ауриемму — в картине сыграла Сальма Хайек) получили приличные сроки тюремного заключения. Патриция вышла на волю в 2016 году.
Наследников семьи Гуччи фильм, разумеется, возмутил: всё-таки её представители поколения 1970-х — 1980-х показаны Скоттом в далеко не самом комплиментарном виде. Но режиссер, пожалуй, и не стремился к этому: его картина хоть и основана на исторических фактах, но не является документальной. Это художественное произведение о людской жадности, непонимании и о больших деньгах.
Повествование с однозначным финалом требует определенного изящества, которого в «Доме Gucci» нет и в помине. Впрочем, Ридли Скотт и в недавней «Последней дуэли» тоже не стал мудрствовать лукаво, а лишь показал один сюжет с точки зрения трех персонажей, с каждым разом добавляя новые подробности и предоставляя зрителю самому решать, кто прав, а кто виноват.
В случае с «Домом Gucci» вина Патриции Реджани очевидна, и других мнений тут быть не может. Поэтому Скотт задается другим вопросом: насколько закономерен такой итог многолетнего брака, который проходил на фоне борьбы за контроль над модным домом? И ответа не дает. Зато с этим великолепно справляется Леди Гага.
У Адама Драйвера в этом фильме не слишком много возможностей проявить свой актерский талант, который отмечали даже в девятом эпизоде «Звездных войн». Его герой предельно одномерен: он тюфяк, легко поддающийся влиянию жены, и даже немного трус. Иногда, конечно, в нем проявляется нечто мужское, но редко и безо всякой системы. Паоло Гуччи — типичный непризнанный гений. Будь у него немного больше жестокости, мог бы получиться ещё один Джокер в исполнении Джареда Лето, но не сложилось. Даже роль Аль Пачино не предполагает каких-то хитрых трюков: это типичный итальянский бизнесмен в Америке, который, правда, не называет себя доном, хотя мог бы, если бы зашел чуть дальше в нарушении законов.
А вот у Леди Гаги, которую до сих пор знают лишь как певицу, несмотря на номинацию на актерский «Оскар» (за мюзикл «Звезда родилась») и приз на телевизионной «Эмми» (за «Американскую историю ужасов»), в фильме Ридли Скотта фактически бенефис. Патриция Реджани в её исполнении — это умелый манипулятор, который может притвориться кем угодно и когда угодно. Это человек, у которого есть цель и который будет к ней стремиться, несмотря ни на что. Жизни родных и близких тоже не имеют значения. Эта Патриция могла заказать убийство экс-супруга, но не из-за каких-то денег, а потому, что тот её разочаровал.
Ведь в реальной истории (да и в фильме тоже) Маурицио не потянул Gucci, при нем модный дом едва не стал банкротом — и в начале 1990-х семья Гуччи потеряла над ним какой-либо контроль. Любопытно, что всё могло сложиться иначе, если бы он не расстался с Патрицией и позволил ей и дальше быть серым кардиналом семейного дела. Конечно, история не знает сослагательного наклонения, но, возможно, сейчас Модный дом Gucci выглядел бы совсем иначе. Так, как нравилось Патриции Реждани.