В 2016 году «Оскар» пережил скандал, связанный с тем, что премия оказалась «очень белой»: два года подряд в актерских номинациях (а это, на секундочку, двадцать позиций) не было ни одного чернокожего актера. Американскую киноакадемию стыдили все сторонники равноправия, раздавались призывы к бойкоту собственно церемонии вручения «Оскара», но несколько вовремя данных обещаний потушили пожар. Правда, позже эти обещания пришлось выполнять: в академию, например, приняли несколько кинематографистов из недостаточно представленных групп (не только по признаку расы, женщин там тоже не хватало), были немного изменены правила. Результаты проявились уже в прошлом году, когда академики фактически выбирали победителя из двух фильмов о сильных женщинах («Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и «Форма воды»), которые идут против существующей системы: все в соответствии с набирающим силу движением #MeToo. В этом году премия обратила пристальное внимание на расовые проблемы и на Мексику.
Лучшие фильмы «Оскара»
В главную номинацию включены восемь картин, хотя несколько последних лет их обычно было девять. Возможно, год выдался не слишком урожайным. С другой стороны, «Оскар» словно подсмотрел номинантов у «Золотого глобуса». Впрочем, пара фильмов в итоговый список премии киноакадемии не попала: «Если Бил-стрит могла бы заговорить» и мюзикл «Мэри Поппинс возвращается».
Эти же восемь фильмов отчетливо делятся на три категории.
В первую очередь это фильмы о расовых проблемах, и все они в каком-то смысле знаковые. Марвеловский кинокомикс «Черная пантера» — первый случай в супергеройском кино, когда главными персонажами являются чернокожие люди со сверхспособностями. Они, конечно, делают примерно то же, что и Железный человек или Тор, но важен сам факт. Кроме того, этот фильм собрал неплохую кассу (киноакадемия обычно не рассматривает этот аспект) и получил восторженные отзывы критиков (что тоже не интересует академиков). Впрочем, «Оскара» «Черная пантера» не получит, но и тут важен сам факт выдвижения. Например, третьих «Мстителей» даже не рассматривали в качестве претендента.
Что касается «Черного клановца» Спайка Ли, то у него шансов на «Оскар» чуть меньше, чем у «Зеленой книги» Питера Фаррелли, которая уже обзавелась премией Гильдии продюсеров. Кроме того, у картины Фаррелли есть и «Золотой глобус» (правда, в комедийной номинации), но сложно сказать, достоинство это или недостаток в глазах голосующих членов Американской киноакадемии.
В числе номинантов есть и два музыкальных фильма: «Богемская рапсодия» о группе Queen и Фредди Меркьюри и «Звезда родилась» — очередной ремейк старого сюжета, на этот раз с Брэдли Купером (для него это еще и режиссерский дебют) и Леди Гагой. Вряд ли эти фильмы смогут всерьез соперничать с «Зеленой книгой», хотя у «Рапсодии» тоже есть «Золотой глобус», только драматический.
Есть еще «Фаворитка» и более близкая американцам «Власть»: две политические драмы, одна — историческая (про времена британской королевы Анны), другая — про современность. Но обе эти картины вряд ли смогут всерьез рассчитывать на победу в этой номинации: не тот уровень.
В этой категории имеется стоящая особняком картина Альфонсо Куарона «Рома». Этот фильм о жизни мексиканской семьи в семидесятые выиграл «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции (на это академики как раз смотрят), присутствует и в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (поскольку сделан в Мексике). На «Золотом глобусе», кстати, «Рома» выиграла и иностранную номинацию, и режиссерскую.
По числу номинаций «Рома» делит первое место с «Фавориткой»: обе картины представлены в десяти категориях. Но, пожалуй, на нынешнем «Оскаре» фаворита два: это «Зеленая книга» и «Рома». А кто победит, зависит от того, что предпочтут академики: историю о гастролях чернокожего музыканта в южных штатах США в шестидесятые или сложный быт мексиканской семьи в семидесятые.
Актеры и режиссеры
В принципе, косвенно о том, что «Зеленая книга» выиграть не сможет, свидетельствует режиссерская номинация: Питер Фаррелли в нее не попал. Конечно, на «Оскаре» (как и на других премиях) нередки ситуации, когда лучший фильм снял не лучший режиссер, но столь откровенное игнорирование, возможно, говорит о многом.
Кроме того, именно в «Лучшем режиссере» «Оскар» откровенно дистанцировался от «Золотого глобуса»: пересечений всего три (Куарон, Спайк Ли и Адам МакКей за «Власть»), а вот присутствие Йоргоса Лантимоса («Фаворитка») и польского режиссера Павла Павликовского («Холодная война») можно отнести к неожиданностям премии этого года.
В номинации «Лучший актер» обошлось без подобных сюрпризов: в ней представлены Рами Малек («Богемская рапсодия»), Кристиан Бэйл («Власть»), Вигго Мортенсен («Зеленая книга»), Брэдли Купер («Звезда родилась») и Уиллем Дефо («Ван Гог. На пороге вечности»). Очевидного фаворита тут нет: Бэйл получил «Золотой глобус» как лучший в комедии, а Малек — как лучший в драме. Единственный аутсайдер — Брэдли Купер, но и он может рассчитывать на победу.
Среди «Лучших актрис» ситуация чуть попроще. Гленн Клоуз («Жена») уже завоевала «Золотой глобус» (третий в своей карьере), а вот на «Оскаре» это ее седьмая номинация. Возможно, 71-летняя актриса все же получит заветную премию. В конкурентах у нее — Леди Гага («Звезда родилась»), Оливия Колман («Фаворитка»), Мелисса МакКарти («Сможете ли вы меня простить?») и Ялица Апарисио («Рома»).
Объявление лауреатов «Оскара» за достижения 2018 года пройдет в лос-анджелесском театре «Долби» 24 февраля. Полный список номинантов можно увидеть тут.