О чем фильм «Первый Оскар»?
21 апреля, к 80-летию окончания битвы за Москву, в широкий прокат выходит художественная лента Сергея Мокрицкого «Первый Оскар». В преддверии российской премьеры АиФ.ru раскрывает подробности.
Камера, фронт и любовь
Осень 1941-го. Немецко-фашистские войска приближаются к Москве. Студенты и преподаватели ВГИКа должны эвакуироваться в Алма-Ату. Но группа операторов-пятикурсников категорически против уезжать из столицы — ребята рвутся на фронт. Снимать. Ведь без практики им не выдадут дипломы, — аргументируют они. И добиваются своего.
Главные герои — операторы Иван Майский и Лев Альперин. Один — приверженец «реконструкции факта», другой ратует за правду жизни. Они соревнуются за качество съемки (Иван, например, искренне не понимает, зачем снимать разрушенный дом Чайковского в Клину, какая связь между музыкой и войной). И за любовь... Юны — прекрасной девушки с актерского факультета, которая с детства знает Лёву, но, кажется, любит Ваню и даже становится его невестой.
Сама Юна запуталась в своих чувствах. Дело доходит до дуэли Ивана и Льва. Впрочем, жизнь мудрее наших представлений о ней. Она все расставляет на свои места...
Правда или вымысел?
Фильм «Первый Оскар» — это рассказ о том, как по заказу Иосифа Сталина снималась документальная лента «Разгром немецких войск под Москвой» (в титрах — два режиссера: Леонид Варламов, Илья Копалин и 18 операторов). Для американского проката она была перемонтирована, названа «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар») и стала первой советской картиной, награжденной премией Американской киноакадемии «Оскар» (тогда же была учреждена номинация «Лучший документальный фильм»). Гипсовую мемориальную доску (во время Второй мировой войны в течение трех лет статуэтки не вручались) получил представитель советской дипмиссии СССР в США Леонид Антонов.
«Первый Оскар» — фильм художественный, но посвящен он фронтовым операторам, и в нем приличная доля документальных кадров. Тех самых, снятых для «Разгрома» в 1941-м — 1942-м.
Только две фамилии в картине настоящие (не считая Сталина), в том числе одного из режиссеров оскароносного фильма — Копалина. Остальные персонажи вымышленные.
Хронику на фронте снимали 258 операторов — опытных и начинающих. Четверть их погибла, столько же были ранены, остались калеками. В широкий прокат фильм вышел 18 февраля 1942 года. И для всех, кто был причастен к его производству, Сталинская премия была гораздо более важной наградой, чем заокеанский «Оскар».
Сталин отсматривал фильм на разных стадиях работы, вносил правки. Именно он настоял, чтобы «излишне агитационный, крикливый» дикторский текст сделали более сдержанным. А потом признал, что картина «Разгром немецких войск под Москвой» стоит четырех дивизий.
Где снимали войну и мирную Америку?
Примерно 25% фильма — кадры, снятые в Лос-Анджелесе (к сожалению, из-за пандемии процесс был приостановлен на полгода, а потом каждый день начинался с ПЦР-тестов), в том числе в настоящем доме Уолта Диснея, который сегодня принадлежит Тимуру Бекмамбетову (режиссер сохранил и восстановил дом в первозданном виде). Американцев играют голливудские актеры. Эпизоды показывают, как рьяно члены киноакадемии США сопротивлялись награждению советской ленты «Оскаром». Для них это была всего лишь далекая война, которую ведет коммунистическая страна...
В России съемки велись в Москве, Подмосковье, Медыни Калужской области, Алексине под Тулой.
«Съёмки были очень тяжёлые, — вспоминал режиссер фильма “Разгром немецких войск под Москвой” Илья Копалин. — Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, придавало силы».
По горькой иронии судьбы, съемки зимой 2021-го в России происходили тоже во время сильных морозов. Члены съемочной группы кутались в самые теплые современные пуховики и не могли понять, как работали операторы зимой 1941-1942-го. Спасли только старые добрые валенки...
Из операторов в режиссеры
В 30 лет бывший моряк, радист Сергей Мокрицкий, получил красный диплом ВГИКа по специальности: «оператор». Он учился в мастерской Александра Гальперина (в 1939 году тот снял «Трактористов», работал с Эйзенштейном, участвовал в производстве фильма «Разгром немецких войск под Москвой» и был личным оператором Сталина). В честь него Сергей дал фамилию одному из главных героев.
Как оператор Мокрицкий снял 23 картины, в том числе «Дневник убийцы», «Баязет», «Изображая жертву». С 2007 года работает как режиссер (всего сделано 8 фильмов, в том числе «Битва за Севастополь»). После «Первого Оскара», по словам продюсера картины и по совместительству — жены Натальи Мокрицкой, Сергей планирует переключиться на сериалы про любовь.
Актеры российские и голливудские
Главных героев («любовный треугольник») сыграли молодые актеры Тихон Жизневский (Иван Майский), Антон Момот (Лев Альперин), Дарья Жовнер (Юна). В ролях второго плана — Андрей Мерзликин (режиссер Копалин), Василий Мищенко (директор студии). В мундире Сталина (его речь на параде 1941 года реконструировали в студии) — Алексей Колган. В кресле создателя студии MGM, знаменитого кинопродюсера Луиса Майера (родившегося, к слову, в Минске), — Майкл Лернер.