У советского кино был фантастический ресурс. В распоряжении режиссеров находились сотни актеров из союзных республик. Такие разные, самобытные, они привносили в фильмы и свой талант, и свое обаяние, и национальный колорит. В те годы никто не делил артистов на наших и не наших, в этом-то и была сила многонациональной советской культуры. И Фрунзик Мктрчян из солнечной Армении, и Донатос Банионис из сдержанной в эмоциях Литвы были для нас всех одинаково родными.
Это потом, после развала СССР, выяснилось, что жили мы «неправильно» и должны считать друг друга чужими. И новые поколения появляются на свет уже с таким представлением о мире. Но для тех, кто родился в Союзе, по-прежнему нет разницы, откуда родом любимый актер. Он все равно наш, потому что он часть нашего кино, герой любимых фильмов. Наш, потому что пел любимые песни нашей юности или детства.
Да и после распада великой страны артистам было сложно везде — что в России, что в Узбекистане или Молдавии. Увы, многие популярные люди тяжело переживали новую реальность. Испытание свободой оказалось для них тяжелее испытания славой или ограничениями советских времен.
Георгий Грыу
В драме Валериу Жереги «Все могло быть иначе» (1982) 21-летний Георгий (Георге) Грыу исполнил главную роль. Молдавский актер сразу запомнился зрителям, получил несколько призов и попал в обойму тех артистов, которых позже начали называть секс-символами.
К моменту выхода фильма Грыу окончил Щукинское училище, а потом поступил университет кинематографии имени Герасимова в Москве. Он много снимался, был очень востребован.
После развала страны сниматься талантливому артисту стало негде. Грыу поработал в кишиневских театрах, а потом... Потом появились публикации о том, что Георгий потерял себя, живет на улице, пьет... Похоже, у звезды советского кино действительно был сложный период в жизни. На профессиональные проблемы наложились и семейные — актер был женат трижды, у него трое детей. Одна из них — Лянка Грыу — стала настоящей звездой российского кино. Но не сказать, что Георгий был хорошим отцом, времени на семью у него не было. Квартиру он продал, и жить ему было буквально негде. Лянка не сразу согласилась встретиться с отцом, долгое время она считала родным папой своего отчима. Но встреча все же произошла, и Георгий Иванович признался, что очень гордится дочерью. «Он сказал: я очень за тебя рад, я тобой горжусь, у тебя замечательная семья. Он очень трепетно относится к моему сыну, его внуку», — рассказывала актриса.
К счастью, мужчина сумел найти в себе силы и преодолеть все сложности. С начала 2010-х годов Грыу снова снимается в кино и вернулся на театральную сцену, проводит творческие вечера, на которых читает стихи собственного сочинения. Актеру сейчас 62, он хорошо выглядит. Хочется верить, что проблемы позади и он больше не сорвется.
Матлюба Алимова
Главная роль красавицы Матлюбы Алимовой — роковая Настя из многосерийного фильма «Цыган». Матлюба окончила ВГИК, стала актрисой «Узбекфильма» и довольно много снималась. После «Цыгана» (1979) и «Возвращения Будулая» (1985) советские зрители ее знали и любили. Брак актрисы с режиссером Муратом Ахметовым был недолгим, муж оказался страшным ревнивцем. После развода Алимова всю себя посвятила актерству, женщина буквально жила своей профессией.
После развала СССР снимать кино почти перестали, и Матлюба оказалась невостребованной. Она переехала в Ташкент, но в Узбекистане работы для нее тоже не было. Актриса поменяла род деятельности и занималась восстановлением старинных вышивок, которые являются настоящими произведениями искусства. Время от времени она приезжала в нашу страну, сыграла несколько небольших ролей в российских фильмах и сериалах.
А потом, когда пришло время выходить на пенсию, выяснила, что ей от ее нового государства ничего не положено, так как работала она большую часть времени в другой союзной республике — РСФСР. После долгих мучений минимальную пенсию получить удалось, но заслуженной артистке такое отношение кажется странным. Алимова прекрасно выглядит и говорит, что теперь «учится старости». А к тому, как сложилась ее карьера, относится философски. В 2024 году состоялась премьера российско-узбекского фильма «Подарок феи», в котором поклонники снова смогли увидеть любимую актрису.
Яак Йоала
Эстонский певец был суперпопулярным в СССР. Сейчас о нем можно сказать — культовый. Чудесный голос, мужская привлекательность и имидж, как у звезд итальянской эстрады. Международные награды, работа с лучшими композиторами и поэтами Союза. Его постоянно показывали во всех музыкальных программах, он участвовал в самых важных концертах и, конечно, все это было совершенно заслуженно. В 1975 году артист стал обладателем главного приза международного фестиваля в Сопоте... А в родной Эстонии к нему относились настороженно. Мол, слишком уж часто поет не дома.
После распада СССР певец дома бывал часто... Но тут уже старые враги отыгрались по полной. Его называли «кремлевским соловьем» и всячески травили в прессе. Да и времена изменились — эстрада стала другой. Йоала остался без работы, а те редкие концерты, которые были, не могли, конечно, устроить певца, привыкшего к многомиллионной аудитории. Говорят, что в его жизнь пришел алкоголь. Яак поселился в пригороде Таллина, жил тихо, сильно болел. Он умер в 64 года в 2014 году, так и не принятый ненавидящей все советское родиной.
Тынис Мяги
Тынис Мяги, в отличие от Яака Йоалы, независимости Эстонии радовался и всячески поддерживал выход своей республики из СССР. При том, что Мяги в Союзе жилось весьма неплохо — благодаря усилиям и российских певцов и композиторов, и властей. Он был и популярным, и обеспеченным. Ему даже доверили петь песню «Олимпиада-80» в честь московских Игр (кстати, соревнования яхт проходили как раз в Эстонии). Для Мяги писали лучшие советские авторы — Тухманов-Рождественский, Добрынин-Дербенев. Он не сходил с экранов в «Утренней почте» и «Голубом огоньке».
Вот только сработал, видимо, тот самый «закон бумеранга» — в независимой Эстонии отказ Мяги от всего советского не слишком оценили, хоть и пел он теперь исключительно на эстонском. Его почти не слушали, и Тынис плюнул на всех и уехал жить в соседнюю Швецию вместе с женой. Там знаменитый в СССР певец поселился в лагере для беженцев, ожидая вид на жительства. Документы он так и не получил и вернулся в Эстонию.
К этим неурядицам добавилась семейная трагедия. Его третья супруга страдала от алкогольной зависимости и через несколько лет ушла из жизни. Для самого Мяги, который, как говорят, тоже излишне увлекался спиртным, это стало страшным ударом. Он сумел найти в себе силы, бросил пить, женился в четвертый раз и сейчас ведет жизнь скромного эстонского пенсионера. И, возможно, время от времени с ностальгией вспоминает, какую сладкую жизнь обеспечивал ему СССР, который он так возненавидел.