Примерное время чтения: 6 минут
24301

Никаких фуэте подшофе. Балерина смотрит фильм «Большой»

Кадр из фильма

Фильм «Большой» Валерия Тодоровского можно смело назвать одной из главных премьер ушедшего 2017 года. История провинциальной балерины, которая пытается пробиться на главную сцену страны, ожидаемо вызвала большой интерес. К телевизионной премьере фильма, которая пройдет 9 марта на канале «Россия-1», АиФ.ru попросил балерину Михайловского театра Нину Османову поделиться своими впечатлениями о «Большом» и оценить степень правдивости ленты. 

Читайте также: О чем фильм Валерия Тодоровского «Большой»?

Балетные клише

Прежде чем посмотреть фильм, я много слышала про него от коллег. Большинство говорили о картине немного с усмешкой, поскольку там есть моменты, которые профессионалам кажутся странными. Сценаристы «Большого» использовали множество балетных клише. Это как с представлениями иностранцев о России. Ко мне недавно на улице подошли туристы, они немного заблудились. Был жуткий мороз и я, естественно, оделась очень тепло: огромная шапка, шуба, рукавицы, прямо как героиня настоящей русской сказки. Мы немного поболтали, а в конце один из них спросил: «Девушка, а где же ваш медведь?». Существует стереотип, что в России люди обязательно носят с собой своего ручного медведя. Забавно! Такие же эмоции я испытала, когда увидела момент в «Большом», где девушки обсуждают потерю девственности от шпагата. Любой врач вам скажет, что это невозможно.    

Немного фантастики

Самое начало фильма, когда главную героиню привозят на просмотр и к ней подходит мужчина, чтобы проверить данные, а она ему заявляет: «Э, руки», — этот момент немного из рода фантастики. Да, нас маленьких тоже так проверяли. Я прекрасно помню свое поступление в академию Вагановой: ты стоишь в трусах и майке, в зале, естественно, холодно. Вокруг куча детей и каждого вызывают на смотр комиссии. Но я даже представить себе не могу, чтобы кто-то из учениц хамил. Потом героиня так же резко общается с педагогом на занятии. Понятно, что по задумке авторов она приезжает поступать из маленького городка, из неблагополучной семьи, однако глядя на ее дерзость, мне хочется сказать: «Не верю!». Такая история могла произойти только в кино, к реальной жизни она не имеет никакого отношения.  

Правда, но с небольшой оговоркой

Будучи учениками, мы постоянно соревновались друг с другом и в коридорах, и в зале, и на улице. Но на трезвую голову, а не под градусом, как это изображается в фильме. Хотя, конечно, были и те, кто мог позволить себе подобные вещи. И это большая ошибка, потому что такие развлечения очень опасны для ног. Координация и скорость реакции сильно нарушаются. А балет — это высококоординационный вид искусства. Ни одному здравомыслящему водителю не придет в голову мысль сесть за руль после бутылки вина. И ни один уважающий себя артист не станет крутить фуэте или выполнять какой-то другой элемент, если он выпил.   

То, что балерина способна перепрыгнуть с одной крыши на другую тоже из серии каких-то легенд. Допустим, с точки зрения физиологии подобный трюк возможен. Паркурщики прыгают, чем балерина хуже? Но, во-первых, адекватная танцовщица не станет этого делать, поскольку риск травмы слишком велик. Во-вторых, выполнить такой невероятный шпагат в прыжке, а потом еще приземлиться чуть ли не на одну ногу – это точно фантазии. Вот если бы героиня перепрыгнула крышу и сломала себе обе ноги, это было бы больше похоже на правду.   

100% попадание

Образ Алисы Фрейндлих, которая играет педагога — 100% попадание. Наблюдать за ее персонажем сплошное удовольствие. Она даже напомнила мне моих учителей. Ее фразы: «понабрали по объявлению» или «как из самодеятельности», — я слышала их сотню раз в своей жизни. Алиса Бруновна так точно поправляет девочек, дает им какие-то советы: «держим жемчужинку на ладони» или «обнимаем облачко». Педагогу часто приходится придумывать какие-то образные фразы, чтобы донести до ученика, что именно от него требуется. Я преподаю и тоже пользуюсь этим приемом: «представь, что у тебя на шее ожерелье за миллион долларов, оно не застегнуто, и если ты сгорбишься, то украшение упадет». После такого напутствия все мои ученицы сразу держат спину.

Алиса Фрейндлих в фильме «Большой»
Алиса Фрейндлих в фильме «Большой» 

Привет из Голливуда

Момент, где мама Карины пытается купить партию Авроры для своей дочери, очень даже реален. Ни для кого не секрет, что эти вещи бывают в балетном мире. Есть же договорные матчи? Это примерно то же самое. Другой вопрос, когда речь идет о выпускном спектакле, к которому ты идешь несколько лет. Конечно, ни за какие деньги мира никто не отдаст эту партию. А просто так (из жалости, чувства справедливости и т.д.), как это сделала в конце фильма Карина — тем более! Еще не хватало, чтобы в финале бедная балерина заперлась в своей гримерке и начала рыдать над пуантами. Такой широкий жест в нашей профессии точно невозможен, а на какой-нибудь голливудской киностудии — вполне.

Смотреть или нет?

Я смотрела фильм с интересом. Хороший актерский состав — несомненный плюс «Большого». Да, есть много моментов, которые не имеют отношения к реальной жизни, но, к счастью, нет надрыва, какой-то 100% фальши и просто ереси, как в других картинах про балет. Мне однажды довелось посмотреть буквально одну серию мыльной оперы «Плоть и кости». Это было просто невыносимо! Подобные ленты создают впечатление, что балетные люди не занимаются искусством и не работают, а сутки напролет плетут интриги и строят козни друг другу. «Черный лебедь» тоже странный фильм, где балерины изображены сумасшедшими. Лично мне было немного обидно и грустно все это наблюдать. Такие ленты только увеличивают количество глупых стереотипов о людях нашей профессии. «Большой» в этом смысле не вызвал лично у меня какого-то негатива.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах