3688

«Недостаточно черная». Почему актриса Зои Салдана извиняется за цвет кожи?

Зои Салдана.
Зои Салдана. / Eric Charbonneau / www.globallookpress.com

​В декабре 1976 года на советские экраны вышел художественный фильм режиссера Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». В основу фильма легло неоконченное произведение Александра Пушкина «Арап Петра Великого».

Белый в гриме негра

Главную роль — Ибрагима Ганнибала, прадеда Пушкина, — сыграл Владимир Высоцкий. Проблему расового различия персонажа и актера решили за счет толстого темного грима. Поскольку фильм был выдержан в духе лубка, большинство зрителей не увидели ничего криминального в превращении Высоцкого в «арапа». Хотя ряд представителей творческой интеллигенции отругали картину за «насмехательство и издевательство над русской историей».

Страшно представить, что бы началось в современных Соединенных Штатах, если бы им сегодня показали советскую картину, в которой стопроцентный европеец играет негра. Не исключено, что кто-то попытался бы вчинить иск Александру Митте или родственникам Владимира Семеновича Высоцкого.

Это вовсе не странные фантазии, а реальность страны, где актерам уже приходится на полном серьезе извиняться за свою недостаточную «чернокожесть».

«Я должна была использовать все возможности, чтобы на роль этой идеальной черной женщины взяли черную женщину»

42-летняя звезда «Аватара» и «Стражей Галактики» Зои Салдана во время интервью одному из создателей сериала «Поза» Стивену Каналсу решила покаяться за одну из своих работ. В 2015 году она сыграла главную роль в картине «Нина», посвященной биографии американской певицы, пианистки и композитора Нины Симон.

Талантливый музыкант, Нина Симон одновременно была борцом за гражданские права. За ее последовательную позицию, которую она отражала и в своем творчестве, Нину Симон называли «Мартином Лютером Кингом в юбке».

«Мне никогда, никогда не следовало играть Нину. Я должна была использовать все возможности, что были у меня 10 лет назад (пусть и не такие, как сейчас, но все же возможности), чтобы на роль этой идеальной черной женщины взяли черную женщину. Мы все растем, меняемся. Это больно. Тогда я думала, что у меня есть право на эту роль, потому что я тоже была черной женщиной. Я ей и остаюсь, но у Нины Симон была другая жизнь и другой путь, который нужно было увековечить с пристальным вниманием к каждой детали, — заявила Зои Салдана со слезами на глазах. — Мне очень жаль. Нина заслужила лучшего. Кто-то другой должен рассказать ее историю, ее правду, она достойна этого. И Америка достойна».

Не тот оттенок

Что же такого натворила актриса? Неужто показала свою героиню проводящей время в оргиях, с носом, испачканным кокаином, постоянно матерящейся и пьющей виски из горла?

Нет, преступление Зои Салданы в том, что она недостаточно черная для этой роли.

Зои родилась в США в семье доминиканца и пуэрториканки. Кроме того, среди ее предков есть ямайцы, индийцы, ливанцы. Одним словом, интернационал. В России девушку, скорее всего, назвали бы афроамериканкой, не вдаваясь в подробности оттенков.

Нину Симон в Соединенных Штатах считают стопроцентной представительницей черной расы. Эта разница в оттенках кожи стала причиной для скандала еще на стадии производства картины. Дочь певицы, а также фанаты Симон на полном серьезе требовали, чтобы на роль взяли «настоящую черную актрису».

Действительно, во время работы над картиной Зои Салдану гримировали, чтобы сделать тон ее кожи темнее. Казалось бы, для артиста, работающего над ролью, это в порядке вещей. Но теперь в США за подобное приходится извиняться.

На фоне кампании BLM сторонники «борьбы с дискриминацией», кажется, уже не замечают, что сами ведут себя как отъявленные расисты.

Чем, скажите, принципиально отличается «замер» оттенка кожи от измерения правильности черепов в нацистской Германии?

«Не могу представить ситуацию, чтобы я взял белого парня на главную роль»

Несколько лет тому назад в Голливуде прокатилась кампания под лозунгом «OscarsSoWhite» («„Оскары“ такие белые»). Чернокожие звезды жаловались на то, что их недостаточно часто номинируют и награждают. И, хотя никто не продемонстрировал какого-то списка объективно гениальных работ, авторов которых обделили по расовому признаку, Киноакадемия пообещала исправиться.

А сегодня в кулуарах Голливуда уже шепчутся о том, что белому гетеросексуальному мужчине трудно найти работу, поскольку в оказании ему предпочтения перед другими претендентами могут обнаружить и расизм, и гендерное неравенство, и гомофобию.

Зато Джордан Пил, лауреат «Оскара» за сценарий к фильму «Прочь», чей цвет кожи схож с оттенком Зои Салданы, может без страха за свою дальнейшую карьеру заявить следующее: «Я могу брать темнокожих на роли в своих фильмах. Мне повезло оказаться в таком положении, что я могу сказать Universal: „Я хочу снять фильм ужасов за 20 миллионов долларов с темнокожей семьёй“. И они ответят: „Да“. Не могу представить ситуацию, чтобы я взял белого парня на главную роль. Не то чтобы я не любил белых парней, но такие фильмы я уже видел».

Чернокожая женщина-режиссер Ава Дюверней выразилась еще четче: «Мы, чернокожие, имеем право не нанимать тех, кто нас так долго унижал».

«Трансгендера должен играть трансгендер»: за что пришлось извиняться Холли Берри?

Да что там говорить о белых. Зои Салдана — не первая представительница афроамериканского сообщества, которой приходится каяться за «неправильную роль». Всего месяц тому назад каялась Холли Берри, первая чернокожая актриса, получившая «Оскар» за исполнение главной роли.

Маститой актрисе предложили роль трансгендера, и она какое-то время обдумывала предложение. За взятую паузу ее подвергли критике борцы с дискриминацией, которые заявили: трансгендера в кино должен играть только трансгендер.

В итоге Холли Берри написала в соцсети: «В выходные у меня была возможность обсудить то, что я рассматриваю роль трансгендерного мужчины, и я бы хотела принести извинения за те слова. Как цисгендерная женщина я теперь понимаю, что не должна была рассматривать эту роль и что у трансгендерного сообщества должна, безусловно, быть возможность самим рассказывать свои истории».

И вновь стало «неловко» за советский кинематограф, в котором в фильме «Мэри Поппинс, до свидания!» роль мисс Эндрю блестяще исполняет Олег Табаков. По сегодняшним американским меркам это, видимо, настоящее преступление.

В конце июня 2020 года стало известно, что создатели мультсериала «Симпсоны» запретили белым актерам озвучивать чернокожих мультипликационных персонажей. Белый актер Майкл Генри, который озвучивал Кливленда Брауна с 1999 (!) года, был уволен на почве нового витка борьбы с расизмом.

Исходя из заданного направления мысли, следует предположить, что на роли боссов мафии в Голливуде будут брать только настоящих криминальных авторитетов, а доктора Ганнибала Лектера в новой постановке играть будет уже не интеллигентный Энтони Хопкинс, а реальный любитель человечины.

Недавно могло показаться, что мир окончательно сошел с ума. Теперь оказалось, что не показалось.

Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество