Частный детектив и джентльмен Шерлок Холмс был придуман Артуром Конан Дойлом как типичный персонаж Викторианской Англии, но сумел пережить не только собственную смерть. Над ним были не властны смены исторических эпох, он одинаково хорошо чувствовал себя и в родной Британии, и в СССР. В какой-то момент он даже попал в книгу рекордов как самый экранизируемый книжный персонаж: по мотивам рассказов о Холмсе снято более 250 фильмов. Но иногда даже литературной основы не требуется, достаточно, чтобы главным героем был умный и благородный человек, который любит загадки и умеет находить правильные решения. Как персонаж нового сериала Первого канала «Воскресенский».
Российская империя, 1912 год. Молодой и очень бедный врач Иван Фогель (Андрей Назимов) по воле случая становится ассистентом одного из ведущих хирургов Санкт-Петербурга Аркадия Гавриловича Воскресенского (Юрий Колокольников). Тот новому помощнику не слишком рад, но позволяет ему помогать себе в различных делах и отправляет Фогеля на почту за долгожданной посылкой. Вот только вся почта конфискована полицией, поскольку служащий, который управлял почтовой каретой, погиб по непонятной причине. Полицмейстер Чудаков (Максим Лагашкин) считает это происшествие необычным самовозгоранием, и Воскресенскому приходится вмешаться в расследование, чтобы всё же получить свою почту.
Случай оказывается не очень банальным, Воскресенскому требуются весь его опыт и всё мастерство, чтобы определить причины смерти несчастного, а также выйти на след преступника. Мешает хирургу журналистка городской газеты и суфражистка Мария Векслер (Вильма Кутавичюте), которой неизвестные подбрасывают улики, да и Чудаков хоть и не мешает, но весьма раздосадован тем, что не может сдать дело в архив как можно быстрее.
В следующих эпизодах сериала Воскресенского ждут новые дела, с которыми он, разумеется, сумеет разобраться. Как и с тем, кому хранит верность Фогель и чего на самом деле хочет Мария. В общем, «Воскресенский» выглядит как обычный криминальный многосерийный фильм, которых в последние годы появилось множество. Но схемой он больше всего напоминает как раз любой фильм про Шерлока Холмса: частное лицо, сыщик по призванию, помогает полиции изобличить хитроумного преступника и разрушить его коварные замыслы.
Конечно, превзойти советскую экранизацию рассказов о Холмсе от Игоря Масленникова очень сложно, если не невозможно. Многие годы и речи не шло о том, чтобы даже попробовать найти замену дуэту Василия Ливанова и Виталия Соломина. Первой попыткой стал сериал 2013 года с Игорем Петренко и Андреем Паниным, который показал другой (и, пожалуй, не самый удачный) взгляд на канонических персонажей. Сериал 2020 года «Шерлок в России» оставил от героя Дойла только имя: действие происходит в России, куда Холмс в исполнении Максима Матвеева приезжает в погоне за Джеком Потрошителем.
«Воскресенский» идет ещё дальше по этому пути: в нем британских сыщиков нет вовсе, а проблемами российской преступности занимается российский же врач. Разумеется, он похож на Холмса — не внешне. Воскресенский обладает острым умом и умением находить скрытые закономерности там, где любой другой человек увидит только хаос. И ещё он в какой-то степени социофоб, что также досталось ему в наследство от британского предшественника.
В принципе, можно найти некую преемственность между «Шерлоком в России» и «Воскресенским»: словно доктор Карцев из первого сериала (его играл Владимир Мишуков) после общения с Холмсом изучил его методику, остепенился и сменил фамилию. Но, конечно, это не совсем так: Карцев был зеркальным отражением Холмса, а Воскресенский и есть Холмс, только русский.
Но эти два сериала похожи и в том, как в них показана царская России начала XX века. В советском кино то время отображалось через призму соцреализма и близкой революции, в современном отечественном кино единой концепции пока не сложилось. Но если учесть «Шерлока в России» и «Воскресенского» и приплюсовать к ним недавний прокатный хит Михаила Локшина «Серебряные коньки», то получается, что это время — очень сложное и противоречивое буквально во всем — отныне будет выглядеть как смесь Англии во времена королевы Виктории и фантастического мира стимпанка. Для комиксов, впрочем, подобное изображение вполне подходит.