Вопрос социальной справедливости и взаимоотношений между людьми в обществе был одним из самых важных в отечественной культуре. Его, так или иначе, поднимали лучшие представили русской, а затем и советской литературы, над ним бились драматурги и режиссеры.
«Получится ли у русского человека стать независимым и освободиться от хозяина?»
Своей актуальности эта тема не утратила и в XXI веке, однако сегодня понять мотивы, которыми руководствуются мастера культуры, стало гораздо сложнее.
Известный российский режиссер Юрий Быков собирается предложить отечественной аудитории новый фильм под названием «Хозяин», который, по замыслу автора, должен продемонстрировать всю сложность отношений людей разных классов между собой.
«Создатели попытаются ответить на извечный вопрос: по какой причине наше общество четко разграничено на классы и сословия, на нижние и верхние „этажи“? Получится ли наладить мост коммуникации между ними? Получится ли у среднестатистического русского человека стать независимым и освободиться от хозяина?», — так описывался сюжет картины на сайте KinofilmPro осенью 2020 года.
В связи с пандемией COVID-19 реализация проект замедлилась, но, тем не менее, авторы намерены представить его публике в конце 2021 года.
В начале 2021 года Быков описал канву сюжета более подробно: «Это история о взаимоотношениях двух разных людей. Первый — главный герой картины — «человек из народа», который занимается малым бизнесом (владеет собственной мастерской), женат, трое детей.
У него всё вроде бы хорошо: дело развивается, в семье порядок.
Пусть он и не особо доволен системой, но всё равно живёт в родной стране так, как у него получается и старается всё делать по-честному. Однажды, возвращаясь с семьёй из магазина домой, он видит аварию, в которой загорается машина. Рискуя собственной жизнью, единственный из собравшейся толпы зевак, наш герой выбегает и с огромным трудом вытаскивает человека из пылающего автомобиля. И тот, кого он спасает — второй персонаж фильма, «человек из системы». Силовик, работающий во власти. Спасенный благодарит своего спасителя. И у наших героев вроде бы завязываются тесные и даже довольно искренние (на первый взгляд) дружеские отношения. Но длятся они ровно до того момента, пока между ними не происходит первое разногласие, вроде бы абсолютно случайное и бытовое, вполне даже незначительное. Именно тогда один решает показать другому, что «на равных» у никогда не будет и быть не может в принципе, что на самом деле они никакие не друзья, а люди из разных каст: один — хозяин, а второй — его бесправный холоп. Когда же главный герой пытается этому возразить, то по классике: тот, кто сильнее начинает «жрать» того, кто слабее».
Это уже было, и не раз
Объясняя, о чем хочет поговорит со зрителем Быков уточняет: «Это история глобально про то, можно ли дружить с этой системой... Существует ли серьёзная моральная деформация у людей, которые имеют деньги и власть? Так ли уж не виноваты люди из народа, что терпят всё это?
Быть может, это холопство начинается с того, что мы просто позволяем, чтобы с нами так обходились, а вся эта феодальная система построена лишь потому, что это устраивает обе стороны: и нас, и их? Но лишь до определенного момента, пока не возникают особо горячие точки преткновения. Тогда начинается война».
Тема взаимоотношений условного «народа» и привилегированной касты, с различной степенью таланта и одаренности, поднималась в нашем кино многократно. В 1982 году на экраны вышел фильм «Инспектор ГАИ» режиссера Эльдора Уразбаева с Сергеем Никоненко и Никитой Михалковым в главных ролях. Начавшееся с банальной мелочи противостояние между инспектором-бессеребреником и влиятельным начальником станции техобслуживания выливается в принципиальный конфликт, показывающий два непримиримых взгляда на жизнь.
В 1990 году на экраны вышла картина Владимира Кучинского «Любовь с привилегиями» с блестящим тандемом Вячеслава Тихонова и Любови Полищук. Бывший крупный функционер на пенсии влюбляется в простую работницу санатория и вводит ее в мир советской элиты. Развязка этих отношений оказывается жесткой: узнав, что возлюбленный когда-то был причастен к репрессиям в отношении ее отца, принципиальная советская Золушка отвергает любовь престарелого номенклатурного «принца». Уходя, тот замечает: «Вы все и всегда будете зависеть от нас!»
Разумеется, нельзя пройти и мимо фильма «Левиафан» режиссера Андрея Звягинцева. Но там за основу сюжета истории о современной России был взят реальный случай из американской жизни, а использование максимального черных красок для описания современной отечественной действительности вызвали у многих зрителей стойкое отторжение.
Вот и с новым проектом Быкова тот же вопрос: а это точно история для внутреннего употребления?
«Я ещё психологически, ментально, социально не устоявшаяся личность»
Проблема в том, что сам режиссер, кажется, и в себе до конца не может разобраться. В различных интервью он называл себя то социалистом, то центристом, то оппозиционером, то лоялистом. Людям, конечно, свойственно, менять взгляды, однако, когда это происходит слишком часто, возникает вопрос — а есть ли они вообще?
В 2017 году, в интервью «Аргументам и Фактам», отвечая на вопрос о работе в таком коммерческом проекте как «Елки 1914», Быков заметил: «Это, что называется, человек ещё до конца не понял степень ответственности за свои поступки. Это называется глупость и трусость… Даже если тебе предлагают большие деньги, нужно перетерпеть и ничего не делать. Но, видимо, я ещё психологически, ментально, социально не устоявшаяся личность, ещё переживаю процесс становления… Последние три года я иду на компромиссы прежде всего со своей творческой совестью. Я пытался жить в парадигме «надо выживать», но, видимо, судьба опровергает такой подход, потому что серьёзных результатов этот период не принёс ни мне, ни зрителям, которые смотрели мои предыдущие картины. Становится очевидно, что надо заниматься своим делом. Так сказать, делай что должно, и будь что будет. Вот по этому принципу, скорее всего, придётся жить. Дай Бог, если так сложится».
На тот момент «социально не устоявшейся личности» было 36 лет. Учитывая, что не всем гениям отечественной культуры удавалось дожить до этого возраста, надо признать, что Быков как-то припозднился. Но главное, что для разговора о социальной справедливости и отношениях в обществе у человека должна быть четкая система собственных ценностей. Иначе он превращается во флюгер, который поворачивается по воле ветра.
«Спящие» и покаяние
В 2017 году Быков снял первый сезон сериала «Спящие», затронув одну из самых болезненных для нашего общества, начиная с 1990-х гг., тем — «агентов влияния», внедренных в СМИ, органы управления, бизнес западными спецслужбами. О роли, которую «агенты влияния» сыграли в распаде СССР и российской катастрофе 1990-х, много писали публицисты, однако вынести эту тему на экран до «Спящих» никто не решался.
Быков сделал это талантливо, из-за чего столкнулся с волной критики со стороны людей, называющих себя оппозицией.
И режиссер сломался, опубликовав покаянное письмо: «Хочу попросить прощения, что прежде, чем стать взрослым, разумным человеком, привлёк к себе такое внимание и заставил думать, что я — ориентир. Это далеко не так. Я слабый, сомневающийся человек, чья мягкость и дезориентированность в моменте привела к тому, что лучшие умы страны от меня окончательно отвернулись. Я не могу сказать, что я не понимал, на что иду, но, видимо, до конца не осознавал, насколько непростительно быть недостаточно точным, честным и аккуратным с темой в сериале «Спящие». Сотни честных людей пострадали от режима и произвола власти, которую я пытался защитить в этом сериале. Желание внести свой вклад против оранжевой революции в стране, основанное на патриотизме, — цель похвальная, но напрочь архаичная. Люди всё-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен, а я предал всё прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране.
Боюсь, что после совершенного я больше не могу быть публичной фигурой и объектом следования. Мне придётся уйти надолго в тень и даже не для того, чтобы мои преступления забыли, а для того, чтобы не раздражать собой окружающий мир и тем более не сбивать с толку людей, которые действительно хотят верить в то, что что-то возможно изменить».
Буржуа вместо работяги
И здесь очевиден конфликт в одной отдельно взятой голове. Потому что протест протесту рознь, и борьба за социальную справедливость, например, не имеет ни малейшего отношения ни к Навальному, ни «Евромайдану». Украинские леваки, вписавшиеся в свержение Януковича, своими руками помогали строительству неонацистской диктатуры, которая в итоге заткнула им рот.
Быков, расшевелив муравейник, испугался гнева муравьев, и покаянно разрешил им себя кусать. Из кино, он, правда, не ушел, но ни «Завод», ни «Сторож» не оправдали ожиданий (именно из-за того, что посылы автора стали более размытыми и неопределенными). Желание угодить всем неизбежно ведет к творческим неудачам.
Но в качестве героя «Хозяина» отчего-то выводится владелец автомастерской, то есть мелкий буржуа, что само по себе, может быть и неплохо, но это сдвигает историю. Лавочники, разумеется, тоже часть народа, но такая картина противостояния в обществе далека от ориентиров, ранее заявлявшихся Быковым.
Кто желает народу добра?
Смущает еще и вот какой момент: когда проект представляли в 2020 году, то заявлялось, что над ним будет работать «международная команда из Франции, Швейцарии, Великобритании, Мексики и России».
С российской стороны проектом занимается компания Hype Film, один из основателей которой, Павел Буря, в интервью изданию Bazaar так говорил о принципах работы: «Наша стратегия — совмещать проекты, которые зарабатывают деньги и обеспечивают компанию, с чистым искусством».
У продюсера Ильи Стюарта, ведущего проект, в багаже комедия «Родные» и фильм ужасов «Спутник». К слову, мать продюсера Элла Стюарт возглавляет российский филиал крупнейшей мировой рекламно-коммуникационной группы BBDO Worldwide.
Ничего криминального, но когда конгломерат иностранцев и материально обеспеченных россиян собирается для того, чтобы рассказать народу о том, как ему нелегко живется в нынешней системе, начинаются нехорошие воспоминания. Кажется, что это мы уже проходили.
Для простого человека труда нет большой разницы, кто пытается дурить его при помощи киноконтрафакта — криворукие лоялисты, превращающие героев войны в оправдателей предательства или «почетных святых», или «спящие», пытающиеся продать нечто, дабы сподвигнуть массы на очередную «цветную революцию».