Примерное время чтения: 4 минуты
1549

Меж двумя папами. Рецензия на фильм Андрея Кончаловского «Грех»

Кадр из фильма

Андрей Кончаловский — один из самых титулованных современных российских режиссеров. Его фильмы много раз, еще с середины 1960-х годов, отбирались в основные конкурсы Каннского и Венецианского кинофестивалей, он получил призы этих фестивалей, он работал в Голливуде, у него есть праймтаймовая «Эмми» за фильм «Одиссей». Темы картин Кончаловского разнообразны, а его героями становятся то жертвы нацистов, то американские копы, то  почтальон из Архангельской области. В своей новой картине он рассказал историю итальянского художника и скульптора Микеланджело Буонарроти.

Папа Юлий II (Массимо Де Франкович) перед смертью заказал Микеланджело (непрофессиональный актер Альберто Тестоне) богато украшенную гробницу. Но после смерти папы оказалось, что гробница еще не готова, а выделенные на неё деньги скульптор потратил на покупку недвижимости. Наследники Юлия II, влиятельная семья делла Ровере, всё же дает Микеланджело дополнительные средства, и он отправляется за мрамором в карьеры маркиза Маласпина (Умберто Орсини).

Но новым римским папой становится Лев X (Симон Тоффанин) из клана Медичи, который заставляет скульптора нарушить контракт и заняться новым проектом: фасадом Базилики Сан-Лоренцо во Флоренции. Микеланджело опасается за свою жизнь: расправа с нарушителем договора кажется неминуемой, к тому же Лев X заставляет его отказаться и от услуг маркиза, а мрамор добывать в каменоломнях Медичи.

Временные рамки сюжета локализуются достаточно точно. Папа Юлий II умер в 1513 году. Свою гробницу он заказал за восемь лет до этого, так что показанное в «Грехе» недовольство наследников скоростью работы художника вполне объяснимо. С другой стороны, можно понять и Микеланджело: пять лет он по просьбе все того же Юлия II расписывал Сикстинскую капеллу и закончил эту работу лишь в 1512 году. Что касается гробницы, то в итоге она была создана — со всемирно известными скульптурами («Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб»). Но заняло это несколько десятилетий: всё было готово только в середине 1540-х.

Но «Грех» не полноценный байопик. Это всего лишь несколько лет из жизни Микеланджело, когда он оказался участником противостояния кланов Медичи и делла Ровере. Опасения за свою жизнь, поиск вдохновения и пути к кумиру, автору «Божественной комедии», попытки заработать деньги или получить уже заработанное, подозрения в отношении учеников, ревность к великим современникам: Рафаэлю и Леонардо да Винчи… Все это Кончаловский увязал в сложный сюжет с итальянскими средневековыми пейзажами и итальянскими же — но современными — актерами.

Получилась историческая реконструкция, цельное художественное полотно, в котором на своем месте находятся и дружеские попойки, и перебранка с Рафаэлем, и страх перед сильными мира сего, и преклонение перед духом Данте. И даже огромный блок мрамора, который Микеланджело выбрал для гробницы и который необходимо спустить с огромной высоты, находится на своем месте: это словно спуск в ад, по всем кругам и всем грехам сразу. Или же так показано противостояние природы и человека, в котором обязательно победит человек, если перед ним поставить соответствующую цель.

Любопытно, что за несколько месяцев до релиза «Грех» внезапно оказался в центре внимания СМИ. Фильм, правда, еще никто не видел, но он, оказывается, уже был готов, и президент России Владимир Путин подарил диск с «Грехом» папе римскому Франциску во время личной аудиенции. Про подтекст этого подарка тогда никто не думал, хотя название картины Кончаловского и вызвало к жизни каламбуры вроде «папе подарили „Грех“». Сейчас можно с уверенностью сказать, что подтекста и не было. Просто глава одного государства показал главе другого государства (а по совместительству и главе всей католической церкви) историческое кино о том, как создавались шедевры, которые сейчас привлекают в Ватикан миллионы туристов со всего мира.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах