Примерное время чтения: 6 минут
3989

Месть режиссера? Почему Алферова и Высоцкий заговорили чужими голосами

Сюжет Наше старое кино
 Владимир Высоцкий, Ирина Алферова, Лариса Гузеева, Александр Галибин.
Владимир Высоцкий, Ирина Алферова, Лариса Гузеева, Александр Галибин. Коллаж АиФ

Зритель может не обратить на это внимание, но нередко известные актеры говорят на экране не своим голосом. Причин этому может быть множество. Например, Ларису Гузееву в «Жестоком романсе» озвучила актриса Анна Каменкова, потому что голос Гузеевой для образа ее киногероини был слишком низким. Бывает, что нужно скрыть акцент артиста. А случается, что таким образом кинорежиссер высказывает свое «фи» артисту, с которым у него не сложились отношения на площадке, и он старается как можно быстрее с ним распрощаться, приглашая на озвучивание другого. 

Держал актрису в «черном теле»

Все, кто хоть раз смотрел советский фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра”, вышедший на телеэкраны в 1979 года, запомнили Констанцию Бонасье, которую блестяще сыграла Ирина Алферова. «Глаз не отвести — такая красавица, и как проникновенно играет!» — лишь малая часть восторженных отзывов восхищенных зрителей, которые не стихают все сорок с лишним лет с момента выхода картины.

Если бы только зрители знали, что режиссер фильма совсем не разделяет их мнения. По какой-то таинственной причине вскоре после начала работы над фильмом режиссер Юнгвальд-Хилькевич невзлюбил Алферову, держал ее, единственную среди всего актерского состава, в «черном теле». Актриса рассказывала, что ей приходилось самой накладывать себе грим, делать прическу. С другими артистами Хилькевич мог часами разбирать будущую сцену, а на Алферову не тратил и минуты своего времени. К слову, на тот момент Алферова уже сыграла в «Хождении по мукам» и была известна всей стране. В конце концов, такое странное, мягко говоря, отношение покоробило других артистов. Михаил Боярский даже однажды высказал свое недоумение режиссеру. Но это не помогло.

Позже в своих воспоминаниях о съемках фильма режиссер назвал Алферову «никакой актрисой». Казалось, его возмущало в актрисе все. Он даже не забыл упомянуть, что вместо того, чтобы помахать Д’Артаньяну, по выражению Хилькевича, Алферова «перебирала в воздухе пальчиками». Но все, кто видел фильм, сразу же вспомнят этот трогательный момент и те самые пальчики, которые были удивительно к месту.  

Ирина Ивановна как-то в сердцах сказала, что режиссер должен был ей памятник поставить после того, что ей пришлось выдержать на съемочной площадке «Д’Артаньяна и три мушкетёра”. В конце работы над картиной Хилькевич поставил Алферову перед фактом: она не будет озвучивать свою роль. Для этого он пригласил другую актрису — Анастасию Вертинскую. После всех пережитых унижений во время работы над картиной главной наградой для Ирины Алферовой стало признание публики. Ее Констанция оказалась незабываемой. 

Наказал за нарушение порядка 

Из-за сложных отношений с режиссером не дошло дело до озвучивания и у Владимира Высоцкого. Речь о картине «Стряпуха», премьера которой состоялась в середине 60-х. Фильм был поставлен по мотивам пьесы Анатолия Софронова

Театральная версия «Стряпухи» имела огромный успех на сцене Вахтанговского театра, где играли Юлия Борисова и Николай Гриценко. Киноверсия также оказалась удачной, в премьерный 1966 год картина вошла в десятку самых популярных фильмов у советских зрителей. 

На главную роль режиссёр Эдмонд Кеосаян пригласил Светлану Светличную, для которой кухарка Павлина Хуторная стала первой главной ролью и одной из самых любимых. 

А Владимир Высоцкий сыграл гармониста Пчёлку. Эту роль режиссер планировал отдать Николаю Губенко, но тот уже дал согласие на съемки в другом фильме. И тогда режиссеру посоветовали 27-летнего Владимира Высоцкого. По сценарию Пчелка был блондином. И Высоцкий, скрепя сердце, пошел на такое преображение внешности. 

Съемки проходили на Кубани в станице Некрасовской. Актеры не упускали возможности в свободные часы позагорать у реки. Высоцкий везде ходил с гитарой. Однажды на берегу реки Высоцкий затянул песню, но это пришлось не по нраву другим загорающим. Разговор, начавшийся с замечания, перерос в стычку. Нашлись те, кто написал на Высоцкого жалобу, — недоброжелателей у него всегда хватало. Раздули «из мухи слона». Если бы большая часть картины не была уже снята, не исключено, что режиссер мог распрощаться с артистом. Но на заключительном этапе съемок это было невозможно. Зато можно было отдать озвучку роли Пчелки другому артисту. Что и сделал Эдмонд Кеосаян. К слову, в титрах фильма так и не удалось обнаружить, чьим же голосом говорит Высоцкий в «Стряпухе». Но точно не своим. 

Как Мастер заговорил голосом Безрукова 

Но чаще озвучивание роли отдавали другим артистам из-за того, что, по мнению режиссера, тембр голоса артиста не совпадал с образом на экране. 

Так, в фильме «Анна Павлова» главную роль легендарной русской балерины Павловой досталась хрупкой, миниатюрной Галине Беляевой. А вот озвучивать эту роль режиссер Эмиль Лотяну доверил Елене Прокловой.

В фильме «Мастер и Маргарита» Сергей Безруков озвучил и своего персонажа Иешуа, и Мастера, которого сыграл Александр Галибин. А все потому, что режиссер Владимир Бортко посчитал, что голос Галибина — хрипловатый и дрожащий — не подходит для образа, при этом к тому, как сыграл Мастера Гилибин, у режиссера претензий не было. Сам же Александр посчитал, что из-за переозвучки его персонаж очень многое потерял. Но ему пришлось смириться. На съемочной площадке последнее слово остается за режиссером. И потому даже известным актерам приходится проглатывать горькую пилюлю в виде чужого голоса, которым они вдруг начинают говорить с экрана. 

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах