17 ноября 2079 года в Москве в семье космозоолога Игоря Селезнева и известного в Солнечной системе архитектора Киры Селезневой родилась дочь, которую назвали Алисой. Живая и энергичная девочка с первых лет жизни брала штурмом пространство и время…
Пароль «Миелофон у меня»
Задолго до Гарри Поттера в Советском Союзе появилась героиня, которую буквально обожали мальчики и девочки.
Поколение нынешних 45-50-летних легко может общаться друг с другом паролями «Птица-говорун отличается умом и сообразительностью» или «Алиса, это я, миелофон у меня!»
Оттого появление тизер-трейлера фильма «Сто лет тому вперед», обещающее новое пришествие Алисы Селезневой в декабре 2023 года, практически гарантированно определяет, какую картину в наступающем году будут ждать с самым большим нетерпением.
Создатели, будем откровенны, идут покорять рекордную высоту — от них потребуется выдать нечто такое, что готово будет принять и старшее поколение, и одновременно то, что будет по-настоящему интересно нынешним мальчикам и девочкам от шести лет и старше.
Несмотря на заигрывание с музыкальной темой и образом (а в тизере героиня, лицо которой не показывают, предстает в узнаваемом платье из «Гостьи из будущего»), нас, судя по всему, ждет история, серьезно отличающаяся от фильма почти уже 40-летней давности. И это, наверное, хорошо, поскольку дает меньше поводов для сомнений.
Хобби востоковеда Можейко
Надпись в тизере «Вселенная Кира Булычева на большом экране» вызывает приятное головокружение. Именно произведения этого советского фантаста, наверное, наиболее перспективны в плане успешной экранизации. Братья Стругацкие, Иван Ефремов и другие столпы отечественной фантастики куда более тяжеловесны, в то время как лучшие произведения Булычева как раз наполнены экшеном, который так ценит нынешняя молодежь.
Доктор исторических наук, востоковед Игорь Можейко фантастику начал писать в 1965 году. Для своего «несерьезного» хобби он придумал псевдоним — Кир Булычев, составленный из фамилии матери и имени супруги.
Правда, до поры до времени он звучал как «Кирилл Булычев», и, к примеру, на первых изданиях повести «Сто лет тому вперед» автор указан именно так.
Полное собрание сочинений Кира Булычева составляет 18 томов, но «алисиана» является отдельным явлением. В 1965 году писатель выпустил цикл рассказов под названием «Девочка, с которой ничего не случится». Подзаголовок звучал так: «Рассказы о жизни маленькой девочки в XXI веке, записанные ее отцом».
«От мира девочки Алисы 21 века не осталось почти ничего»: проблемы позднего Булычева
Последняя повесть об Алисе — «Алиса и Алисия» — вышла в 2003 году, в год смерти писателя. Общее количество произведений в этом цикле приближается к 50. Точнее сказать могут преданные фанаты Алисы Селезневой, скрупулезно изучающие каждую строчку, посвященную ей.
Но, как говорится, не все так однозначно. Приведу лишь несколько отзывов читателей о последней повести «Алиса и Алисия»:
«Одна из поздних повестей, посвященная девочке из будущего Алисе Селезневой. И ничего хорошего сказать про нее я не могу. Сам цикл начинался хорошо, в детстве я им буквально зачитывался. Но после книги “Война с лилипутами” я понял, что цикл мы потеряли. Данное произведение также снижает планку цикла. Алиса вместе с Пашкой здесь бесхребетные существа»
«Очень грустно за цикл “Алиса”. Началось все со вполне научной, твердой космической фантастики. Затем добавились путешествия в прошлое, что тоже терпимо. Затем появился заповедник сказок с более-менее правдоподобным объяснением. Но дальше пошли такие завихрения, что от цикла, от мира девочки Алисы 21 века не осталось почти ничего».
«Мне тоже показалось, что не очень-то детский сюжет. Да и параллельный мир с обезьянами-полицейскими, которые лупят детей и затыкают им рты кляпами, весьма сомнительный. Тем не менее затем все эти безобразия полностью забываются... странно, честное слово. Как будто автор хотел было что-то социально-политическое написать, но раздумал и просто-напросто оборвал эту тему».
«Гостья» и «Тайна»: как рождалась легенда
Для того чтобы объяснить деформацию Кира Булычева, придется писать отдельную статью, да и не в этом делом. Условного классического цикла об Алисе Селезневой достаточно в плане экранизаций, чтобы «похоронить» всех американских супергероев и иже с ними.
Но, надо признаться, что с экранизациями до сих пор складывалась весьма противоречивая картина.
Есть два безоговорочных успеха — пятисерийный телефильм Павла Арсенова «Гостья из будущего» и 50-минутный мультфильм Романа Качанова «Тайна третьей планеты». Они-то, собственно, и породили культы Алисы Селезневой.
Причем о модном «каноне» тут говорить не приходится, ибо образы Алис категорически отличаются друг от друга. И это мы еще не подключаем поклонников книги «Сто лет тому вперед», не считающих «Гостью» правильным отражением повести Кира Булычева.
В выпущенной в 1978 году книге машина времени находится не в подвале заброшенного дома, а в квартире соседа Коли Герасимова.
Никакой Полины из Института времени в повести нет и в помине, да и многие сюжетные ходы отличаются.
Но самое удивительное — в повести не было никакого робота Вертера, который в «Гостье» стал прямо-таки культовым персонажем, а его смеху школьники подражали годами.
Не очень хорошо и очень плохо
Однако, помимо двух удачных экранизаций, были если не провалы, то работы, мягко говоря, не самые выдающиеся.
Например, вышедший в 1988 году «Остров ржавого генерала», который публика практически не заметила. Сам Булычев считал, что создатели категорически промахнулись с выбором актрисы на роль Алисы.
Но вот в картине «Лиловый шар» Алису, как и в «Гостье из будущего», сыграла Наташа Гусева, а такого же успеха лента не имела. Причина, скорее всего, была в том, что Наташа повзрослела, а для фильма с наличием Бабы-Яги и других сказочных персонажей это оказалось критично.
Кроме того, в конце 1980-х в СССР фэнтези особой популярностью не пользовалось. Ну и, наконец, примитивность спецэффектов тоже снижала впечатление.
В 2009 году на экраны вышел мультфильм «День рождения Алисы». Авторы добились почти невозможного, уговорив озвучить одну из героинь саму Наталью Мурашкевич, в девичестве Гусеву, давно завязавшую с кино. Но даже такой ход не поставил мультфильм в один ряд с «Тайной третьей планеты».
В 2013-2016 годах был снят мультсериал «Алиса знает, что делать!». Получилось добротно, достойно, но все равно осталось ощущение, что какой-то изюминки не хватило. По крайней мере, ни со «Смешариками», ни с «Машей и Медведем» сериал по популярности точно тягаться не мог.
В 2009 году планировались съемки картины «Приключения Алисы. Пленники трех планет», где главную роль должна была сыграть звезда «Папиных дочек» Дарья Мельникова. Однако в итоге работу над фильмом заморозили.
«Ее не отпускает прошлое»
И вот новая попытка вступить на «тропу Алисы». Серьезность намерений создателей подтверждает хотя бы тот факт, что роль профессора Селезнева отдали самому Константину Хабенскому.
При этом авторы идут на сознательный конфликт с почитателями булычевского «канона» — роль Коли Герасимова исполняет Марк Эйдельштейн, которому сейчас 20 лет. Пусть Марк и выглядит молодо, но ни о каком ученике шестого класса речь уже не идет. Соответственно, и Алиса в новой версии не может не выйти за пределы пубертата. При этом Кир Булычев ни в одном своем произведении не показывал Алису старше 13 лет, а значит, с этого момента фильм «Сто лет тому вперед» уходит в свободное плавание.
А вот что говорит официальный синопсис картины: «Они живут в разных мирах. Коля Герасимов — в сегодняшней Москве, Алиса Селезнева — на сто лет позже. Коля любит видеоигры, пишет рэп и тусуется с друзьями. Он совсем не думает о будущем. Алиса знает все об инопланетной фауне, боевых искусствах и истории галактики. Ее не отпускает прошлое: в далекой битве между землянами и космическими пиратами погибла мама.
Однажды зло, потерпевшее поражение, захочет вернуться, и все миры перемешаются. Коля и Алиса встретятся, и от этой встречи будут зависеть судьбы ребят и нашей Вселенной».
Какие уж тут гонки за миелфоном, тут нечто среднее между первой частью «Терминатора» и «Стражами Галактики».
Надежда никогда не умирает
Пока поклонники «Гостьи» берутся за вилы и факелы, предположим, что все может оказаться куда лучше, чем кажется. Повторения пройденного спустя 40 лет и не требуется, и Алиса Селезнева нового времени может быть иной. Ведь мы сами в настоящем меняем будущее, и если вместо очаровашки в пионерском галстуке перед вами предстанет суровый межгалактический боец а-ля лейтенант Эллен Рипли, то новая Алиса ответит вам хриплым голосом: «Не мы такие, жизнь такая!»
В общем, есть надежда, что «Сто лет тому вперед» могут открыть новую российскую фантастическую киновселенную.
По крайней мере, этого очень хочется. Алиса Селезнева этого заслуживает.