Примерное время чтения: 9 минут
15722

Месть Алисы Селезневой. Чего ждать от фильма «Сто лет тому вперед»?

Сюжет Наше старое кино
«Сто лет тому вперед».
«Сто лет тому вперед». кадр видео

17 ноября 2079 года в Москве в семье космозоолога Игоря Селезнева и известного в Солнечной системе архитектора Киры Селезневой родилась дочь, которую назвали Алисой. Живая и энергичная девочка с первых лет жизни брала штурмом пространство и время…

Пароль «Миелофон у меня»

Задолго до Гарри Поттера в Советском Союзе появилась героиня, которую буквально обожали мальчики и девочки.

Поколение нынешних 45-50-летних легко может общаться друг с другом паролями «Птица-говорун отличается умом и сообразительностью» или «Алиса, это я, миелофон у меня!»

Оттого появление тизер-трейлера фильма «Сто лет тому вперед», обещающее новое пришествие Алисы Селезневой в декабре 2023 года, практически гарантированно определяет, какую картину в наступающем году будут ждать с самым большим нетерпением.

Создатели, будем откровенны, идут покорять рекордную высоту — от них потребуется выдать нечто такое, что готово будет принять и старшее поколение, и одновременно то, что будет по-настоящему интересно нынешним мальчикам и девочкам от шести лет и старше.

Несмотря на заигрывание с музыкальной темой и образом (а в тизере героиня, лицо которой не показывают, предстает в узнаваемом платье из «Гостьи из будущего»), нас, судя по всему, ждет история, серьезно отличающаяся от фильма почти уже 40-летней давности. И это, наверное, хорошо, поскольку дает меньше поводов для сомнений.

Хобби востоковеда Можейко

Надпись в тизере «Вселенная Кира Булычева на большом экране» вызывает приятное головокружение. Именно произведения этого советского фантаста, наверное, наиболее перспективны в плане успешной экранизации. Братья Стругацкие, Иван Ефремов и другие столпы отечественной фантастики куда более тяжеловесны, в то время как лучшие произведения Булычева как раз наполнены экшеном, который так ценит нынешняя молодежь.

Доктор исторических наук, востоковед Игорь Можейко фантастику начал писать в 1965 году. Для своего «несерьезного» хобби он придумал псевдоним — Кир Булычев, составленный из фамилии матери и имени супруги.

Правда, до поры до времени он звучал как «Кирилл Булычев», и, к примеру, на первых изданиях повести «Сто лет тому вперед» автор указан именно так.

Полное собрание сочинений Кира Булычева составляет 18 томов, но «алисиана» является отдельным явлением. В 1965 году писатель выпустил цикл рассказов под названием «Девочка, с которой ничего не случится». Подзаголовок звучал так: «Рассказы о жизни маленькой девочки в XXI веке, записанные ее отцом».

«От мира девочки Алисы 21 века не осталось почти ничего»: проблемы позднего Булычева

Последняя повесть об Алисе — «Алиса и Алисия» — вышла в 2003 году, в год смерти писателя. Общее количество произведений в этом цикле приближается к 50. Точнее сказать могут преданные фанаты Алисы Селезневой, скрупулезно изучающие каждую строчку, посвященную ей.

Но, как говорится, не все так однозначно. Приведу лишь несколько отзывов читателей о последней повести «Алиса и Алисия»:

«Одна из поздних повестей, посвященная девочке из будущего Алисе Селезневой. И ничего хорошего сказать про нее я не могу. Сам цикл начинался хорошо, в детстве я им буквально зачитывался. Но после книги “Война с лилипутами” я понял, что цикл мы потеряли. Данное произведение также снижает планку цикла. Алиса вместе с Пашкой здесь бесхребетные существа»

«Очень грустно за цикл “Алиса”. Началось все со вполне научной, твердой космической фантастики. Затем добавились путешествия в прошлое, что тоже терпимо. Затем появился заповедник сказок с более-менее правдоподобным объяснением. Но дальше пошли такие завихрения, что от цикла, от мира девочки Алисы 21 века не осталось почти ничего».

«Мне тоже показалось, что не очень-то детский сюжет. Да и параллельный мир с обезьянами-полицейскими, которые лупят детей и затыкают им рты кляпами, весьма сомнительный. Тем не менее затем все эти безобразия полностью забываются... странно, честное слово. Как будто автор хотел было что-то социально-политическое написать, но раздумал и просто-напросто оборвал эту тему».

«Гостья» и «Тайна»: как рождалась легенда

Для того чтобы объяснить деформацию Кира Булычева, придется писать отдельную статью, да и не в этом делом. Условного классического цикла об Алисе Селезневой достаточно в плане экранизаций, чтобы «похоронить» всех американских супергероев и иже с ними.

Но, надо признаться, что с экранизациями до сих пор складывалась весьма противоречивая картина.

Есть два безоговорочных успеха — пятисерийный телефильм Павла Арсенова «Гостья из будущего» и 50-минутный мультфильм Романа Качанова «Тайна третьей планеты». Они-то, собственно, и породили культы Алисы Селезневой.

Причем о модном «каноне» тут говорить не приходится, ибо образы Алис категорически отличаются друг от друга. И это мы еще не подключаем поклонников книги «Сто лет тому вперед», не считающих «Гостью» правильным отражением повести Кира Булычева.

В выпущенной в 1978 году книге машина времени находится не в подвале заброшенного дома, а в квартире соседа Коли Герасимова.

Никакой Полины из Института времени в повести нет и в помине, да и многие сюжетные ходы отличаются.

Но самое удивительное — в повести не было никакого робота Вертера, который в «Гостье» стал прямо-таки культовым персонажем, а его смеху школьники подражали годами.

Не очень хорошо и очень плохо

Однако, помимо двух удачных экранизаций, были если не провалы, то работы, мягко говоря, не самые выдающиеся.

Например, вышедший в 1988 году «Остров ржавого генерала», который публика практически не заметила. Сам Булычев считал, что создатели категорически промахнулись с выбором актрисы на роль Алисы.

Но вот в картине «Лиловый шар» Алису, как и в «Гостье из будущего», сыграла Наташа Гусева, а такого же успеха лента не имела. Причина, скорее всего, была в том, что Наташа повзрослела, а для фильма с наличием Бабы-Яги и других сказочных персонажей это оказалось критично.

Кроме того, в конце 1980-х в СССР фэнтези особой популярностью не пользовалось. Ну и, наконец, примитивность спецэффектов тоже снижала впечатление.

В 2009 году на экраны вышел мультфильм «День рождения Алисы». Авторы добились почти невозможного, уговорив озвучить одну из героинь саму Наталью Мурашкевич, в девичестве Гусеву, давно завязавшую с кино. Но даже такой ход не поставил мультфильм в один ряд с «Тайной третьей планеты».

В 2013-2016 годах был снят мультсериал «Алиса знает, что делать!». Получилось добротно, достойно, но все равно осталось ощущение, что какой-то изюминки не хватило. По крайней мере, ни со «Смешариками», ни с «Машей и Медведем» сериал по популярности точно тягаться не мог.

В 2009 году планировались съемки картины «Приключения Алисы. Пленники трех планет», где главную роль должна была сыграть звезда «Папиных дочек» Дарья Мельникова. Однако в итоге работу над фильмом заморозили.

«Ее не отпускает прошлое»

И вот новая попытка вступить на «тропу Алисы». Серьезность намерений создателей подтверждает хотя бы тот факт, что роль профессора Селезнева отдали самому Константину Хабенскому.

При этом авторы идут на сознательный конфликт с почитателями булычевского «канона» — роль Коли Герасимова исполняет Марк Эйдельштейн, которому сейчас 20 лет. Пусть Марк и выглядит молодо, но ни о каком ученике шестого класса речь уже не идет. Соответственно, и Алиса в новой версии не может не выйти за пределы пубертата. При этом Кир Булычев ни в одном своем произведении не показывал Алису старше 13 лет, а значит, с этого момента фильм «Сто лет тому вперед» уходит в свободное плавание.

А вот что говорит официальный синопсис картины: «Они живут в разных мирах. Коля Герасимов — в сегодняшней Москве, Алиса Селезнева — на сто лет позже. Коля любит видеоигры, пишет рэп и тусуется с друзьями. Он совсем не думает о будущем. Алиса знает все об инопланетной фауне, боевых искусствах и истории галактики. Ее не отпускает прошлое: в далекой битве между землянами и космическими пиратами погибла мама.

Однажды зло, потерпевшее поражение, захочет вернуться, и все миры перемешаются. Коля и Алиса встретятся, и от этой встречи будут зависеть судьбы ребят и нашей Вселенной».

Какие уж тут гонки за миелфоном, тут нечто среднее между первой частью «Терминатора» и «Стражами Галактики».

Надежда никогда не умирает

Пока поклонники «Гостьи» берутся за вилы и факелы, предположим, что все может оказаться куда лучше, чем кажется. Повторения пройденного спустя 40 лет и не требуется, и Алиса Селезнева нового времени может быть иной. Ведь мы сами в настоящем меняем будущее, и если вместо очаровашки в пионерском галстуке перед вами предстанет суровый межгалактический боец а-ля лейтенант Эллен Рипли, то новая Алиса ответит вам хриплым голосом: «Не мы такие, жизнь такая!»

В общем, есть надежда, что «Сто лет тому вперед» могут открыть новую российскую фантастическую киновселенную.

По крайней мере, этого очень хочется. Алиса Селезнева этого заслуживает.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах