Премьера состоялась 21 декабря 1925 г. «Броненосец "Потемкин"», пожалуй, самый гениальный из наших фильмов. Но уж точно далеко не самый правдивый.
О том, как всё было на самом деле, «АиФ» рассказал капитан 1-го ранга Владимир Шигин, писатель-маринист, историк.
— На вопрос, кем было организовано восстание на «Потёмкине», режиссёр Сергей Эйзенштейн отвечал, как партия велела, — конечно же, большевиками! Это не так. На момент бунта на броненосце действовали два «центра силы». Фамилии их лидеров прекрасно известны всем, кто хоть раз смотрел фильм Эйзенштейна. Более авторитетную группу возглавлял унтер-офицер Григорий Вакуленчук. Он принадлежал к севастопольской революционной организации, которая готовила восстание на всём Черноморском флоте. Был ли Вакуленчук членом РСДРП — большой вопрос.
За неформальное лидерство на «Потёмкине» с Вакуленчуком соперничал другой «авторитет» — матрос 1-й статьи Афанасий Матюшенко, персонаж скорее уголовной, а не политической хроники. В прошлом машинист и забойщик скота, он собирал вокруг себя матросский люмпен. Позднее, в эмиграции, он называл себя анархо-синдикалистом, за большевика его не удалось выдать даже искушённым в таких делах советским историкам. Кстати, в Швейцарии Матюшенко один раз встречался с Лениным. Встреча, правда, закончилась скандалом. Герой «Потёмкина» полез в драку, Ильич, по воспоминаниям Крупской, был в ужасе.
Борщ как оружие
Надо сказать, что на момент восстания эскадренный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» был самым современным кораблём российского флота. Он был введён в эксплуатацию в мае 1905 г., за месяц до восстания. Большинство кораблей того же класса, которые могли соперничать с «Потёмкиным», погибли в ходе Русско-японской войны. Но вот экипаж броненосца был собран с бору по сосенке и только осваивал боевую технику. То есть бунт был возможен только там и только тогда.
14 июня 1905 г., в день начала бунта, броненосец находился в море на учебных стрельбах близ Одессы. Оттуда экипаж должен был получать провиант, но в городе были беспорядки. Пока интенданты искали незакрывшуюся мясную лавку, пока везли говядину на броненосец (а холодильников тогда не было!), на мясе стали размножаться личинки мух. Никаким ЧП это, по флотским понятиям начала ХХ в., не было — мясо следовало обработать солёной водой и пускать в дело. Кстати, после победы восстания, когда матросы перебили большую часть офицеров, они с удовольствием съели тот самый борщ, никто не отравился.
Мясо послужило лишь поводом к мятежу. Причиной стали разногласия между сторонниками Матюшенко и Вакуленчука по принципиальному вопросу: восставать сейчас и идти на помощь Одессе, как предлагал первый, или ждать всеобщего восстания, на чём стоял второй. Тайное собрание проходило в машинном отделении в первой половине дня 14 июня. Дело дошло до рукоприкладства и матерной ругани, в большинстве оказались «вакуленчуковцы».
Матюшенко понял, что стремительно теряет авторитет, и мастерски воспользовался историей с мясом. Кстати, полагаю, что именно он (а вовсе не старший офицер «Потёмкина» капитан 2-го ранга Ипполит Гиляровский, как в фильме) на самом деле застрелил и выбросил за борт Вакуленчука. Так Матюшенко возглавил бунт на одном броненосце и тем самым сорвал тщательно готовившееся восстание на всём флоте. Почему он так поступил? Революция 1905 г. на юге России имела несколько центров, один из них находился в Одессе. Именно интересы «одесской партии» и представлял Матюшенко. Об этом говорит хотя бы тот факт, что два гостя из Одессы не замедлили явиться на броненосец и даже (!) вступить в командование. Они представляли Бунд — еврейскую соцпартию. Кстати, один из них, Константин Фельдман, через 20 лет сыграл самого себя в сцене митинга на борту.
Дело о брезенте
Одна из самых сильных сцен фильма — расстрел «зачинщиков бунта», накрытых брезентом, как саваном. Что ж, брезент в настоящей истории «Потёмкина» присутствовал, но в другом качестве. На русском флоте летом в хорошую погоду было принято обедать не в душных внутренних помещениях, а на верхней палубе. Чтобы не заляпать тщательно выскобленные палубные доски, их укрывали старой парусиной.
Всю сцену расстрела от начала до конца придумал сам Эйзенштейн. Консультанты возражали: «Бессудные расстрелы на флоте не практиковались, и даже приговорённых судом никогда никакими тканями не драпировали, что за нелепость?» Режиссёр ответил в том духе, что он снимет эту нелепость так, что в неё все поверят.
И ведь поверили же! Как поверили в расстрел на Потёмкинской лестнице, которого не было. Как поверили в красный флаг над мятежным броненосцем, который означал, по международному своду сигналов, всего лишь готовность к открытию огня. Такие же красные флаги подняла вся верная правительству эскадра, вышедшая на перехват «Потёмкина»!
Так что фильм как произведение искусства мне не близок. Но если рассматривать его как образец пропаганды — да, это шедевр! В нескольких странах были восстания, проведённые в точности по сценарию «Потёмкина», например, на голландском колониальном флоте в 1933 г. А в СССР замполит Саблин, прежде чем поднять восстание на большом противолодочном корабле «Сторожевой» в 1975 г., буквально замучил экипаж демонстрацией фильма Эйзенштейна.