Примерное время чтения: 7 минут
131972

«Кровавая барыня»: секс, ложь и крепостничество

Сериал «Кровавая барыня».
Сериал «Кровавая барыня». Кадр телеканала Россия 1

Фильмы на исторические темы в последнее время чрезвычайно популярны у российских кино- и теледеятелей. На сей раз в центре внимания оказалась легендарная «Салтычиха» — помещица Дарья Николаевна Салтыкова, чьи изощренные зверства стали мрачным символом произвола эпохи крепостничества.

Феномен исключительной жестокости

История «Салтычихи» примечательна тем, что ее безграничная жестокость заставила императрицу Екатерину Великую провести процесс, аналогов которому в период крепостничества попросту не было. 

По мнению русской элиты, Дарья Николаевна убила крепостных слишком много и слишком жестоко. Сам же факт насилия, истязаний, убийств людей, являющихся собственностью барина, был делом само собой разумеющимся. Родственники «Салтычихи», к слову, на всем протяжении шестилетнего следствия, от нее не отвернулись — до последнего надеясь, что помещица отделается легким наказанием.

Ну а как же нам представляют историю Дарьи Салытковой создатели сериала «Кровавая барыня», первые серии которого были показаны на канале «Россия»?

«Тяжелый дух, хуже, чем в нужнике»

Авторы решили подстраховаться, титрами в начале предупредив, что сериал снят «по мотивам биографии Дарьи Салтыковой». И добавили, что следовали «духу, а не букве истории».

«Дух истории» — это очень размытое понятие. В «Кровавой барыне», как говаривал один из героев произведения Аркадия Гайдара «Школа», «тяжелый дух, хуже, чем в нужнике».

Все, что вам нужно знать об истории Дарьи Салтыковой из фильма «Кровавая барыня» — это то, что никакого отношения к истории реальной «Салтычихи» она не имеет.

Цитирую режиссера Егора Анашкина: «Реальная биография Салтыковой крайне скупо освещена. Исторических документов о ней не осталось, почти все они были уничтожены по приказу Екатерины. О жизни Салтыковой мы узнаем в основном из приговора. Это дает нам возможность для творческого переосмысления».

«Творческое переосмысление» в понимании наших кинодеятелей означает «хоть святых выноси».

50 оттенков крепостничества

Начинается картина с конца — со сцены экзекуции Дарьи Салтыковой и ее подельников. Экзекуция, собственно, уже идет, а прибывшая в Москву императрица Екатерина все еще сидит и думает, какой приговор вынести жестокой помещице.

В итоге в тот момент, когда голова актрисы Юлии Снигирь уже лежит на плахе, приносят бумагу, в которой сообщается, что смертная казнь заменяется пожизненным заключением. Народ в недоумении, а нам полувзглядами и полунамеками дают понять, что двух женщин связывает некая тайна, из-за которой императрица, по ее же собственным словам, «проявила слабость».

Раскрывать тайну создатели, очевидно, собираются на протяжении всего фильма, хотя можно сразу догадаться, что связана она с Сергеем Салтыковым, одним из фаворитов Екатерины. С которым Дарья Салтыкова, по задумке авторов, предается соитию в первую брачную ночь.

При этом Дарья вышла замуж не за Сергея, а за его родственника Глеба Салтыкова. Отказав мужу в исполнении супружеского долга, молодая жена сбегает к Сергею. Разочарованный муж в это время грубо насилует дворовую девку.

Вы уже почувствовали дух истории? А ведь это был лишь маленький эпизод.

сериал «Кровавая барыня».
Сериал «Кровавая барыня». Фото: Кадр телеканала Россия 1

Живьем брать демонов!

При этом в реальности в замужестве за ротмистром лейб-гвардии Конного полка Глебом Алексеевичем Салтыковым Дарья никаких дурных наклонностей не проявляла. Тому есть многочисленные свидетельства людей, которых допрашивали во время следствия. «Салтычиха» в ту пору была примерной женой, родила супругу двоих сыновей, и ничем, кроме благочестия, в среде московского дворянства не выделялась.

И почему, скажите, Глеб Алексеевич, служивший в гвардии, у создателей сериала оказался полуопустившимся дегенератом, особенно отвратительно выглядящим на фоне красавца Сергея Салтыкова?

Но это, представьте себе, мелочи. Потому как авторы ставят нас перед фактом — Дарья с детства одержима дьяволом. Сидит себе такая девочка-демоненок и выкалывает глазки кукле. А еще она с удовольствием смотрит, как на дворе кнутом истязают крестьянку.

Создатели «Кровавой барыни» определяют свое произведение как «страшную сказку». Кажется, слово «сказка» тут лишнее — это самый настоящий хоррор в духе «Изгоняющий дьявола». Как вам понравится сцена, где восемь монахинь вяжут малолетнего ребенка чуть ли не морскими канатами, а рядом мечется батюшка с крестом с криком «Изыди!».

По правде говоря, в этот момент захотелось вызвать экзорциста для сценариста и режиссера. Нельзя, товарищи, злоупотреблять.

Гробокопательство как хобби русского дворянства

Вообще после «Кровавой барыни» многие персонажи той эпохи вертятся в гробах. Несчастную Анну Ивановну, маму Дарьи, авторы тоже сделали одержимой. Оказывается, это она первой начала убивать крестьянок, выкалывая им глаза. Заботливый муж объявил ее умершей, тайно поместив ее в монастырь, где дворянку, недолго думая, посадили на цепь в подвале.

Тайну эту узнали влиятельные братья Салтыковы, которые почему-то везде ходят вдвоем, причем в одной и той же одежде десять лет подряд. Услышав безумный крик несчастной девочки на похоронах матери «Она жива!», они почему-то решают, что это правда. И той же ночью раскапывают свежепохороненный гроб, чтобы в этом удостовериться.

Если говорить о духе истории, за такое святотатство в XVIII веке карали беспощадно, в том числе и дворян. Так же, как и за брак с представителем другого вероисповедания. А по версии авторов, Сергей Салтыков умудрился каким-то образом обвенчаться с француженкой, не сменившей веру, в православном храме. Причем священник еще и официально внес запись об этом в метрическую книгу. То есть батюшка сам оформил доказательство преступления, за которое ему было гарантировано лишение сана с дальнейшими неприятностями.

Линкольн, охотившийся на вампиров, был правдоподобнее

А чего стоит превращение в течение пяти минут кроткой девушки, мечтающей о постриге в монахини, в похотливую страстную самку, готовую перегрызть глотку матушке-настоятельнице?

Где-то в этот момент на экране должен был промелькнуть Фродо с кольцом, или, пролетая на драконе, с Дарьей Салтыковой парой слов должна была перекинуться Дейенерис Таргариен — чтобы зрители точно поняли, какое именно отношению к «духу истории» имеет «Кровавая барыня».

Я не хочу сказать, что сериал о Дарье Салтыковой плохой. Кому-то, наверное, псевдоисторический хоррор, перенесенный на русскую почву, придется по вкусу.

Вот только упаси вас бог пытаться делать выводы об истории «Салтычихи» и русском крепостничестве в целом на базе «Кровавой барыни». В нем правды меньше, чем в картине «Президент Линкольн: охотник на вампиров».

Оцените материал
Оставить комментарий (17)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах