Примерное время чтения: 5 минут
1975

Когда семья — не счастье. О чём черная комедия «Оторви и выбрось»

Кадр из фильма «Оторви и выбрось».
Кадр из фильма «Оторви и выбрось». «Про:взгляд»

Оля (Виктория Короткова) отсидела четыре года в тюрьме после того, как выколола глаз своему мужу Олегу (Александр Яценко). Теперь она возвращается в родной поселок, но лишь с одной целью — забрать свою десятилетнюю дочь Машу (Софья Круглова) у собственной матери Веры (Анна Михалкова). Сделать это законным способом девушка с судимостью, разумеется, не может — но и оставить всё по-прежнему не хочет. Оля подхватывает Машу подмышку, и они бегут прочь от материнского дома.

Но и Вера просто так не сдается. Она заставляет одноглазого Олега пуститься в погоню за беглянками. Тот, правда, в сомнениях — несмотря на давний конфликт, он всё ещё любит Олю, да и характер Веры знает хорошо. Но всё равно поддается шантажу — и небольшим деньгам — и убеждает себя, что находится на правильной стороне. Ну а поскольку Олег — полицейский и у него есть пистолет, то скоро этот пистолет выстрелит. Но пуля попадет совсем не туда, куда он хотел.

Завязку этой истории можно использовать самыми разными способами. Например, снять фильм-размышление о судьбах отцов и детей — вернее, матерей и дочерей, о проблемах с методами воспитания или о том, к чему приводит взросление в неполных семьях. Но предыдущей работой режиссера Кирилла Соколова была черная комедия «Папа, сдохни», где всё то же самое проговаривалось гораздо более понятным современной аудитории языком. Языком криминального чтива.

В «Оторви и выбрось» Соколов продолжает говорить примерно тем же самым тоном. Фильм начинается как обычная семейная драма, хотя уже в мелочах проявляется задел на будущее — не каждая жена способна выколоть мужу глаз, да и ни одна бабушка не будет держать любимую внучку в настолько черном теле. Но в этой реальности происходит именно так, что добавляет сюжету толику абсурда, доля которого только увеличивается сцена за сценой.

Кадр из фильма «Оторви и выбрось».
Кадр из фильма «Оторви и выбрось». Фото: Кинокомпания ПРО Взгляд

И совсем скоро «Оторви и выбрось» превращается в натуральный боевик, в котором обильно цитируются различные образцы этого простого на вид жанра. Но не только они — в конце концов, стреляют сейчас даже в самых далеких от криминальных разборок историях. В отдельных сценах можно увидеть и сходство, например, с «Последним дюймом» — замечательной советской экранизацией рассказа Джеймса Олдриджа.

Но больше всего в картину Соколов взял от спагетти-вестернов Сержио Леоне, который в своё время вдохнул в популярный в США жанр вторую жизнь. Даже финальная сцена «Оторви и выбрось» — это почти дословная калька с финала «Хорошего, плохого, злого», третьей части знаменитой «долларовой» трилогии. Правда, развязка оказывается совсем не такой, как у Леоне — всё же Соколов снимал не стопроцентный вестерн, а черную комедию.

В этой комедии, конечно, не слишком много юмора — наверное, сложно шутить с пулей в животе, хотя герои стараются, как могут. Но и рваный ритм на пользу фильму не идет — некоторые линии выглядят откровенно лишними, на что обращали внимание зрители на «Кинотавре-2021», где «Оторви и выбрось» участвовала в основном конкурсе. Тогда фильм Соколова остался без призов — в том числе, видимо, и по этой причине.

Кадр из фильма «Оторви и выбрось».
Кадр из фильма «Оторви и выбрось». Фото: Кинокомпания ПРО Взгляд
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах