У создателей «Брата 3» нет авторской гордости, а сам этот проект — тот случай, когда наследование работ Алексея Балабанова перерастает в паразитирование на знаковом бренде, рассказал aif.ru киновед Андрей Апостолов.
Одной из внеконкурсных программ 6-го фестиваля нового российского кино «Горький fest» стала программа «Балабанов. Эхо». Среди картин этой программы — «Бумер», «Дурак», «Бык», «Пугало», «Своя война. Шторм в пустыне» — все они созданы под влиянием творчества режиссера Алексея Балабанова.
Во время фестиваля в Сети появился трейлер криминальной драмы «Брат 3». Этот проект анонсировали еще в 2019 году — тогда шоумен Стас Барецкий назвал его третьей частью дилогии Балабанова «Брат» и «Брат 2». Сама идея продолжить этот сюжет вызвала неприятие среди кинозрителей — многие считали, что снимать продолжение «Братьев» после того, как скончались Балабанов и исполнитель главной роли Сергей Бодров-младший, просто кощунственно. Но проект был продолжен и после ухода из него Барецкого. Правда, режиссер и сценарист Валерий Переверзев утверждал, что к Балабанову его фильм иметь отношения не будет — рабочее название картины «Тамбов», действие происходит в криминальной и чиновничьей среде этого города, а название «Брат 3» — требование инвесторов ленты.
Премьера «Брата 3» запланирована на осень 2022 года. По просьбе aif.ru появление этой картины и ее одиозное название прокомментировал киновед, программный директор «Горький fest» Андрей Апостолов.
«“Балабановская” программа нашего фестиваля показывает, что мы сейчас недооцениваем наследие Алексея Балабанова. Его фильмы не только остаются в памяти людей, но и продолжают собирать залы по всей стране. И даже в успехе якутского кино есть след Балабанова, — рассказал Апостолов aif.ru. — Но проект под названием “Брат 3” — очень опасная территория, когда наследование перерастает в паразитирование. Ведь “Брата 3” мог снять только сам Балабанов, но он решил объединить в один фильм две части задуманной трилогии».
Апостолов считает, что создатели «Брата 3» рассчитывают на резонанс, который обязательно вызовет использование названия «Брат 3», и удивляется, что они заранее отказывают себе в возможности создать что-то принципиально новое, с другим названием, которое может стать таким же культовым, как дилогия Балабанова.
«На мой взгляд, это странная позиция, в которой нет авторской гордости, — отмечает он. — Я надеюсь, что найдутся какие-то правовые ресурсы и студия “СТВ” Сергея Сельянова (ей принадлежат права на “Брата” и “Брата 2” — ред.) отстоит этот бренд и защитит его от фильма, который не имеет никакого отношения к Алексею Балабанову и его работам. Хотя, конечно, авторское право вряд ли тут применимо. Но даже если не получится защитить права на юридическом поле, думаю, реакция зрителей отделит этого “Брата 3” от наследия Балабанова».