«Это кино не о боли и беде, а о людях. Не о пациентах, а о тех, кто даёт им шанс выкарабкаться обратно в большую жизнь», – говорит Константин Хабенский, сыгравший доктора.
22 октября в широкий прокат выходит фильм «Доктор Лиза», снятый «Киностудией КИТ». Картина покажет один день жизни врача, общественного деятеля Елизаветы Глинки.
– Вам уже удалось посмотреть «Доктора Лизу»? Этот фильм хочется пересматривать?
– Я смотрел почти окончательную версию, а потом сходил на премьеру и с удовольствием посмотрел ещё раз на большом экране. Хорошее, умное кино, которое оставляет светлое, тёплое чувство. Мне кажется, оно внутренне подстёгивает, чтобы люди сами себе повышали самооценку. Не так: «Всё плохо! Мы ничего не можем (а тут ещё и коронавирус)!!!» Да, сложно всем. Но этот фильм вселяет надежду, что мы всё преодолеем.
Чулпан вгрызалась в правду
– Именно поэтому зритель должен его посмотреть?
– Зритель ничего никому не должен. Но, посмотрев его, он получит удовольствие. Там довольно честно рассказано, насколько это возможно в формате художественного фильма, о благотворительности, взаимодействии с государственными структурами, отношениях в семье и на работе. Честность была одним из основных условий Чулпан Хаматовой, сыгравшей Елизавету Глинку. Чулпан яростно вгрызалась в художественную правду этой истории.
– В таких фильмах всегда есть опасность скатиться в жанр «жития святых», наполненный страданиями и болью. Зритель, как мне кажется, не очень любит смотреть про чужую боль и беду.
– Ни у режиссёра, ни у сценаристов не было желания показывать, что все вокруг несчастны. Это история не о боли и беде, а о людях. Не о пациентах, а о тех, кто даёт им шанс выкарабкаться обратно в большую жизнь. Каждый человек в этом кино переживает и радость, и горе, и боль, и тепло, и блаженство. Мы старались показать разные стороны жизни в течение одного прожитого дня, в котором всё так сконцентрировано… Может показаться, что это события целой недели, а то и двух.
– С точки зрения обывателя, Доктор Лиза, одержимая спасением, – женщина не от мира сего, странная?
– Она абсолютно земная женщина. Странность только в том, что ей позарез надо помочь этим людям, которые остальным по барабану. Иногда это спасение граничит с Уголовным кодексом. Но у неё такая позиция – позарез надо. И в этом смысле да, она странная. Вообще, все люди с позицией – странные.
– Она ведь и нарушает Уголовный кодекс, и Андрей Бурковский, играющий представителя ФСКН, даже грозит её посадить. Насколько эта история реальна?
– Я в своей практике сталкивался с подобными вещами, когда представители закона переосмысливали свою позицию. Да, закон един для всех. Но его можно применить сегодня, а можно завтра. И если применить его завтра, то за сегодня можно сделать тысячу добрых дел. С одной стороны, это страшно, когда есть двойные стандарты. С другой – это говорит о том, что люди остаются людьми и не прячутся ни под погонами, ни под медицинскими халатами.
– Лизе приходится бороться не только с инертностью системы, но и преодолевать равнодушие. Этого равнодушия становится больше сегодня?
– Наверное, фондам, где нет медийных лиц, намного сложнее, чем тем, где есть люди узнаваемые. Если что-то не получается, я прихожу, стараюсь объяснить, доказать, показать. Нам в этом смысле проще. Поэтому не могу сказать, какова реальная картина.
– В одной из рецензий сказано: «Фильм досконально описывает изъяны нашей системы здравоохранения, которые мешают врачам спасать или хотя бы избавлять от страданий пациентов». Вам, наверное, не понаслышке известны эти изъяны?
– В любой системе есть изъяны, даже в Солнечной. Да, у системы здравоохранения есть некоторая неповоротливость, местами не соответствующая сегодняшнему дню. Но это большая машина, её перестраивать и дорабатывать очень сложно. Благотворительные фонды более мобильны, быстрее могут сориентироваться и оказать помощь.
– Если бы не было изъянов, может быть, не было бы и Елизаветы Глинки. Ведь там, где система работает бесперебойно, не нужны такие подвижники, совершающие подвиги.
– Я не был знаком с Елизаветой Глинкой. Только по рассказам и документам. Но даже в идеальном мире, где нет изъянов, всё равно находятся такие люди, которым всегда всего мало.
– Люди с безмерной душой и большим сердцем (а Глинка, безусловно, из их числа) откликаются на чужие беды, но близким людям мало чего достаётся от души и сердца. Разве нет?
– Что-то остаётся и родным людям. Другое дело, что, наверно, всегда будет мало. И даже когда ты ничем не занимаешься, а только сидишь дома и отдаёшь всё домашним, им всё равно будет мало.
– С режиссёром Оксаной Карас это ваш второй фильм. Первый был «Хороший мальчик». Что в работе с ней вы могли бы отметить?
– И в «Хорошем мальчике», и в этом фильме у меня не такие большие по забегу роли. Я приезжал на площадку, максимально быстро «отстреливался», не ковырял в носу и не продумывал сквозное действие героя.
Соскучились по театру
– В МХТ вы задействованы всего в одном спектакле – «Контрабас». Когда мы с вами общались летом, вы сказали, что с осени приступите к репетициям в ещё одном спектакле. Репетируете?
– Приступаем зимой. Не хочу об этом пока говорить из суеверия. Расскажешь, а потом всё опять перенесётся. Спектакль «Поколение Маугли», в котором задействованы 120 детей и 5 взрослых артистов, я должен был выпустить 1 июня. Но Кремль, где мы должны были показать эту постановку, так и не открыли. Сроки перенеслись, ближайший был назначен на 25 октября. И снова всё перенеслось. Но мы работаем.
– Как сегодня выживают театр, кино?
– В театр, слава богу, приходят люди. Заполняемость зала 50%. Видно, что все соскучились по живому театру после большого перерыва, я успел почувствовать общую радость и актёров, и зрителей. С кино сложнее: снимаем раз через раз.
– Почему, на ваш взгляд, хорошие современные фильмы не живут так долго, как советские?
– Потому что современное хорошее кино массовому зрителю не показывают. В сегодняшнем суетном, скоростном информационном поле сложно удержать внимание зрителя. Чтобы эти фильмы полюбили и приняли, как «Иронию судьбы», их нужно показывать каждый год. Притом что «Ирония судьбы» действительно блестящий фильм с потрясающими актёрскими работами, стихами, музыкой, его показывают много лет в конце декабря. Плюс ко всему современное кино – это совершенно другая манера игры, съёмок, режиссёрский масштаб размышления.
Но кто знает, может, лет через 20 нынешние 15–20-летние люди будут смотреть фильмы с нашим участием, которые мы, возможно, сегодня не воспринимаем, и говорить: «Какое хорошее кино». В том числе и потому, что с этими фильмами связаны какие-то их ассоциации.
5 фактов о Докторе Лизе
1. Елизавета Глинка родилась в 1962 г. Окончила 2-й Московский государственный медицинский институт. В 1990 г. эмигрировала в США с мужем, американским адвокатом русского происхождения Глебом Глинкой. Живя в Америке, 5 лет работала волонтёром в хосписе. «Когда я увидела крошечный хоспис в Берлингтоне, в котором лежат 24 больных и медперсонал исполняет любое их желание, когда оказалось, что люди на пороге смерти могут быть чистыми, накормленными, неуниженными, – это перевернуло мою жизнь», – признавалась она.
2. Два года жила на Украине, переехав туда вместе с мужем. В 1999 г. в Киеве основала хоспис при Онкологической больнице Киева.
3. В 2007 г. создала общественную организацию «Справедливая помощь», которая оказывала материальную поддержку и медпомощь умирающим онкологическим больным, малообеспеченным больным неонкологического профиля. Каждую неделю волонтёры раздавали еду и лекарства бездомным на Павелецком вокзале. С началом вооружённого конфликта на Украине Глинка помогала людям, проживающим на территориях ДНР и ЛНР, вывозила на лечение в Россию детей из зоны боевых действий.
4. 13-летний мальчик из Саратова, Илюша, появился в семье Глинки в 2008 г. Когда от рака умерла пациентка Доктора Лизы, мама Ильи (подростка собирались отправить в детский дом). Сейчас Илья живёт в Саратове. Старшие сыновья Константин и Алексей проживают в США.
5. В декабре 2016 г. Доктор Лиза погибла в авиакатастрофе под Сочи. Она сопровождала в Сирию партию лекарств. Похоронена на Новодевичьем кладбище.