На январской встрече с лидерами отечественной киноиндустрии Владимир Мединский (тогда ещё министр культуры) предложил проработать идею бесплатных походов школьников в кино.
«Системная поддержка походов в кино школьников носит как социальный, так и образовательный характер. Кроме того, это хорошо и с точки зрения бизнеса, поскольку вырабатывает привычку смотреть кино на большом экране», — сказал он. По его словам, можно было бы внедрить «школьные абонементы», к примеру.
«Домовой» отдувался за всех
Идея действительно выглядит здравой (особенно если учесть, что билет в кино на обычный фильм 2D в столице стоит не меньше 300 руб.). Но тут же возникает вопрос: а что именно будут смотреть подростки по этим абонементам? Всё те же голливудские боевики, приключения или мультики? Ведь жизнь в отечественном детском кино еле теплится.
Это в СССР в год снималось по 30 фильмов для детей и юношества. В выходные и в каникулы утренние сеансы в кинотеатрах отдавали под детское кино и мультики. А в больших городах существовали даже кинотеатры детского фильма. В 2019-м в России было снято 110 новых полнометражных лент. Детское кино было представлено 15 релизами. И это очень много, в прошлые годы не набиралось и такого количества, уверен аналитик кинобизнеса Сергей Лавров. «Эти 15 картин в прокате собрали 466 млн руб., их посмотрели 3 млн 600 тыс. зрителей. На их производство потратили 1 млрд 64 млн руб., — говорит он. — Общий объём убытков — 831 млн руб. Более того, за всю историю нового детского кино с 1994 по 2019 г. в производстве окупилось всего 5 (!) картин из 96 снятых: „Последний богатырь“ (2017 г.), ставший тогда кассовым лидером, „Няньки“ (2012 г.), „Тот ещё Карлосон!“ (2012 г.) и др. В 2019 г. кассу в 119,2 млн руб. смог собрать лишь „Домовой“ Евгения Бедарева (при бюджете в 150 млн руб.). А очень достойный (и отмеченный на фестивалях) фильм „Сестрёнка“ Александра Галибина — о том, как в войну украинская девочка-сирота попадает в глухую башкирскую деревню — показали лишь в 113 кинозалах по всей стране! Почему? Потому что большинство российских фильмов в прокате проваливается в принципе. Окупается лишь 7% снятого! Ведь, если ты снимаешь за госденьги, вопросы качества и хорошей кассы тебя не очень волнуют — ты зарабатываешь уже на этапе производства. Из-за этого доверие и зрителя, и прокатчика к отечественному кино, в том числе и детскому, падает. И прокатчики берут его по остаточному принципу».
Тимур против «кинофастфуда»
— Прошлой осенью при поддержке регионального отделения ОНФ мы проводили в Подмосковье фестиваль «Неделя искусств», — говорит актёр, режиссёр, вице-президент детского фестиваля «Алые паруса» Андрей Соколов. — Я разговаривал с детьми самого разного возраста. И выяснилось, что они не знают наших народных героев. На вопрос, про кого хотели бы посмотреть кино, отвечают: про покемонов или про трансформеров. Наших советских детских фильмов они не видели. А ведь это классика! Их снимали высочайшие профессионалы — вспомните хотя бы сказки Александа Роу, «Приключения жёлтого чемоданчика», «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён», «Сто дней после детства». Для ребят повзрослее — «Чучело» Ролана Быкова или «Иди и смотри» Элема Климова. А наша анимация! Юрий Норштейн собрал в мире все призы, какие только можно, за свою «Сказку сказок».
Как правильно сказал в своё время академик Сергей Капица, культуру надо вживлять насильственно, иначе вырастет поколение дураков. Вкус надо воспитывать прежде всего у детей. Ведь «кинофастфуд», который сегодня преобладает у нас на экране, становится нормой. И это плохо. Как плохо и то, что свободное время ребята в основном проводят, ковыряясь в своих телефонах. Они перестают общаться. Поэтому коллективный поход в кинотеатр на хороший фильм мог бы стать для них важным событием. Когда я сам был школьником, мы раз в неделю собирались в актовом зале и смотрели кино, а потом обсуждали увиденное. И порой обсуждение оказывалось не менее значимым, чем сам просмотр. Ведь образование и воспитание — вещи взаимосвязанные. Потому что герой хорошего фильма обладает определённой социальной нагрузкой — вспомните кино нашего детства.
— Андрей Алексеевич, а реалии из фильмов нашего детства будут понятны современным подросткам?
— Да, там были определённые идеологические моменты, которые современным детям могут быть непонятны, — пионеры, красный галстук... Но главный посыл того же «Тимура и его команды» — ребята делают доброе дело. Он понятен ребёнку любой эпохи. Или «Белый Бим Чёрное ухо»: то, как пёс до последнего оставался верен своему хозяину, — это тоже поймут все. А уж Мальчиш-Кибальчиш, противостоящий Мальчишу-Плохишу и буржуинам, — там сейчас вообще другие подтексты возникают (смеётся). Но во всех этих фильмах есть главное — противостояние добра и зла. И плохой всегда проиграет хорошему.
Чем наши картины всегда были дороги и ценны? Они были пропитаны любовью к своей стране. В них оказывались заложены определённые идеалы. Я понимаю, что вырос в то время и в оценках советского кино могу быть необъективен. Но я смотрю на то, что происходит сегодня. Это пресловутое слово «толерантность»... Оно же очень непростое. Его можно по-разному трактовать, и эти трактовки нас могут очень далеко завести. Но есть — и были всегда — десять заповедей: не убий, не укради... И если мы любую нашу сказку начнём разбирать, непременно к ним придём. Или возьмите фразу «Жил да был». Жить и быть — это же разные вещи! Быть — значит что-то собой представлять. А живая и мёртвая вода... За каждым из этих сказочных атрибутов — огромный смысл, в том числе и философский. И они оказываются действеннее, чем кондовая мораль, которая бьёт прямо в лоб. Я понимаю, что время идёт, технологии развиваются и даже самую слабую историю с их помощью можно подать очень интересно. Но если в фильме нет сердца, то никакие технологии его не спасут. А в советских фильмах сердце было.
А кадры где?
— Но кто будет наше детское кино возрождать? Специалисты то есть?
— На сегодня — опять же Америку я не открою — у нас не готовят профессионалов для детского кино. Мы обсуждали это с ректором ВГИКа Владимиром Малышевым. Как результат — во ВГИКе должно появиться отделение детского кино. Это уже шаг!
Но самая большая проблема — это качественные сценарии. Драматургов, писателей уровня Алексина, Рыбакова, Драгунского, Железникова, Булычёва — их сегодня просто нет. Это же очень непросто — написать историю именно для детей, с учётом их психологии, их видения мира. Если, дай бог, всё сложится, мы запустим конкурс сценариев для детского и семейного кино имени Станислава Говорухина. Ждём выделения на него гранта. Конкурс сценариев детского кино инициировала и Киностудия им. Горького, по лучшему они готовы снять фильм.
Ещё один вопрос: как донести эти ленты до юных зрителей? Пока их в основном показывают на фестивалях. Надеюсь, что на одном достаточно значимом форуме мы заявим о создании «Фабрики детского кино». Идёт речь и о том, чтобы помогать молодым режиссёрам, которые занимаются детским кино, доводить их дебюты до проката, выделяя под это бюджеты. Так что без господдержки всё равно ничего хорошего не выйдет.
...В 2019 г. правительство распорядилось выделить дополнительно 1 млрд руб. на поддержку национальных фильмов для детской и семейной аудитории. Гранты получили «Летучий корабль» Оксаны Карас (её «Хороший мальчик» в 2016 г. взял Гран-при кинофестиваля «Кинотавр»), «Чук и Гек» Александра Котта и два полнометражных мультфильма: «Князь» — лауреата «Оскара» Александра Петрова про Александра Невского и «Мусор» — от трижды номинанта на «Оскара» Константина Бронзита и Дмитрия Высоцкого. Но много ли кинотеатров захочет их показать? А может, действительно лучше вернуть школьникам нашу старую добрую советскую киноклассику?