В 1993 году комедиограф Мэл Брукс снял «Мужчин в трико» — очень злую пародию на фильм о Робин Гуде с Кевином Костнером — и оказал своим коллегам, которые потом подступались к истории «принца воров», дурную услугу. После издевательства Брукса фильмы Ридли Скотта или Отто Баферста тоже казались пародиями, хотя они-то как раз снимались со всей серьезностью.
Но Робин из Локсли был человеком из легенд. С реальными историческими персонами подобное сотворить сложно. Российскую императрицу Екатерину II Великую западные кинематографисты много лет склоняли на все лады, но каждый новый фильм о ней всё равно вызывал неподдельный интерес. Даже такой юмористический, как недавний сериал Hulu «Великая» с Эль Фэннинг.
В России, кстати, тоже была своя «Великая» — сериал Первого канала, в котором роль императрицы примерила на себя Юлия Снигирь. Но этот проект развития не получил, а вот выходивший почти одновременно с ним сериал «Екатерина» от канала «Россия-1» (с Мариной Александровой) превратился в целый цикл: вслед за историей восшествия немецкой принцессы на российский трон появились продолжения «Взлёт» и «Самозванцы». А в среду, 9 марта, «Россия-1» выпускает и приквел к этой истории: сериал «Елизавета».
Речь там идет о самом конце долгого и суматошного правления Петра Первого (Александр Балуев). Император уже болен, у него случаются припадки, которые не добавляют оптимизма придворным. Петр уже изменил закон о наследстве: правителем России станет тот, кого он выберет. Возможное венчание на царство одной из многочисленных наследниц династии Романовых пугает высших чиновников, но они не могут не покориться воле монарха.
Одна из возможных императриц — Елизавета Петровна (Юлия Хлынина), юная дочь Петра и его второй жены Екатерины (Агриппина Стеклова). Отец пытается заставить её учиться, требует взяться за ум, но Елизавета предпочитает не занятия со скучным учителем, а прогулки на лошадях и другие развлечения. Справиться с ней не могут даже трое специально приставленных пажей из гвардии. Царь даже собирался женить юную бунтарку на немецком принце, но та призналась возможному жениху в распутстве, поэтому свадьба расстраивается.
Тем временем Петр застает свою супругу в постели с адъютантом Монсом (Сергей Друзьяк), и эта измена окончательно добивает его. Петр диктует свою последнюю волю — и умирает практически на полуслове, не успев сказать главного. Монса, впрочем, казнят, а его голову преподнесут Екатерине.
Кинематографический XVIII век российской истории, как правило, ориентирован на двух императоров: Петра I и Екатерину II. Все остальные правители империи того времени оказались в их тени — да и поделом, ведь сложно вспомнить о каких-либо достижениях на троне Екатерины I, Петра II, а из всех заслуг Петра III можно назвать только очень вовремя случившуюся смерть. Снимать про них масштабные кинополотна, пожалуй, действительно не так интересно. Но одновременно мимо проходят ещё две царицы — Анна Иоановна и та самая Елизавета, — подготовившие появление Екатерины II.
Собственно, эту несправедливость и призвана исправить «Елизавета». Судя по тому, как развивается действие в первых сериях, зрителей ждет вся история второй четверти века, в которую уместились три царицы и два царя, несколько переворотов, падение былых фаворитов и возвышение новых. А также победоносные и не очень войны, которые почти забыты потомками, хотя были не менее значимы, чем победы Суворова и Кутузова. И единственный вопрос к сериалу в том, насколько всё это удастся показать через призму истории Елизаветы Петровны.
Но поставил сериал Дмитрий Иосифов, делавший «Взлёт» и «Самозванцев», так что для изучения истории «Елизавета» может подойти лишь как иллюстрация. Вычурные платья и костюмы придворных, пышные белые парики, богатое убранство дворцов — всё здесь на месте. Как на месте и отдельные исторические события, которые, впрочем, служат лишь фоном для чувств главной героини. Российская Елизавета, как известно, любила, но замуж так и не вышла, а её истории любви повлияли на реальную историю достаточно сильно. Так что «Россия-1» выдает два в одном: привлекательную для аудитории мелодраму и краткий экскурс в историю, в который войдет всё, что происходило за пределами царской спальни.