Примерное время чтения: 8 минут
1463

«Холоп» в погоне за «Чебурашкой». Итоги «новогодней битвы 2024»

Кадры со съемок «Холоп-2».
Кадры со съемок «Холоп-2». Телеканал Россия

Так называемая «новогодняя битва» релизов на январских каникулах 2024 года снова стала триумфом российского кино. Ничего удивительного в этом нет — опыт последних нескольких лет показал, что отечественные фильмы хорошо работают во время январских каникул и приносят своим создателям и кинотеатрам серьезные барыши.

Догнать и перегнать

Причем от жанра эти победы, как правило, не зависят. Так, в 2018 году лидером оказалась спортивная драма «Движение вверх» (1,3 млрд за длинные выходные), в 2019-м первое место досталось военной драме «Т-34» (1,3 млрд рублей за каникулы), а в 2020-м победителем вышел «Холоп» (почти 2 млрд). Да и в дальнейшем эта тенденция соблюдалась неукоснительно — в 2021-м «Последний богатырь — 2» собрал 1,6 млрд рублей, а в 2022-м его успех повторила и третья часть этой франшизы, которая с результатом 1,91 млрд рублей сумела обойти в том числе и весьма серьезного соперника — марвеловский кинокомикс «Человек-паук: Нет пути домой».

Стоит ли удивляться, что январь 2023 года продолжил эту традицию — на фоне ухода из России голливудских мейджеров впечатляющий результат показал «Чебурашка», игровая экранизация всем известной сказки Эдуарда Успенского. На счету у этого «монстра» в итоге оказалось почти 7 млрд рублей кассовых сборов.

В январе 2024-го в погоню за этим лидером отправились сразу два отечественных релиза — вторая часть «Холопа» Клима Шипенко и сказка «Бременские музыканты» Алексея Нужного.

Деньги теперь остаются дома

Что важно — в производстве лидеров двух последних лет не участвуют иностранные компании, как было, например, с «Последними богатырями», которыми занималось вместе с российской студией Yellow, Black and White, отделение кинокомпании Walt Disney по России и СНГ; после ухода голливудских компаний это привело к разбирательствам вокруг прав на показ как раз этой «богатырской» трилогии, к счастью, они разрешились достаточно благополучно.

По словам независимого киноаналитика Сергея Лаврова, сейчас и фильмы снимаются исключительно в России, причем в разных регионах. Отечественные съемочные группы с 2014 года не ездят на Украину, которая раньше была очень востребована из-за развитого кинопроизводственного сервиса и достаточно низких цен на аренду площадок. Так, «Чебурашку» снимали в Сочи, «Бременские музыканты» поют песни Геннадия Гладкова среди живописных пейзажей Крыма, Дагестана и Урала, а в недавнем хите «По щучьему велению» можно увидеть красоты таежных мест нашей страны.

Но главными в «новогодней битве» всё равно остаются финансовые результаты. Как сообщает Фонд кино, за восемь дней нового года (с 1 по 8 января) российские кинотеатры заработали 5,8 млрд рублей — это почти на 30% больше, чем было год назад (4,4 млрд рублей); как отмечается в сообщении Фонда, это самые большие кассовые сборы за новогодние праздники в истории российского кинопроката. При этом 95,4% выручки пришлось именно на отечественные релизы.

Увеличилось и число зрителей — на сеансы было продано 14,8 млн билетов, что на 10,5% больше, чем в начале января 2023 года.

Экономике в целом это тоже идет на пользу, уверен директор Высшей школы финансов РЭУ им. Плеханова, доктор экономических наук Константин Ордов:

— Когда лидерами проката становились фильмы иностранного производства, то деньги через франшизу утекали из страны. Поэтому большой плюс для индустрии, что сегодня люди в кинотеатрах смотрят российские фильмы. Благодаря этому деньги в виде налогов останутся в стране и индустрия продолжит развиваться. В частности, рекордные сборы в прокате отечественных фильмов позволят производителям возвращать кредиты Фонду кино, который, в свою очередь, направит вернувшиеся средства на новые кинофильмы.

Напомню, что кинотеатры как бизнес сильно пострадали во время пандемии в 2020 году, а затем из-за отказа от проката иностранных фильмов столкнулись со сложностями в 2022 году. Ажиотаж на новогодних каникулах в 2024 году позволил им покрыть прошлые убытки. Кроме того, так как большинство кинотеатров в крупных городах находятся в торгово-развлекательных центрах, то наплыв людей повысил трафик ТРЦ и выручку бизнесу, который в них расположен.

Обреченные на успех

Большую часть зрительских денег поделили между собой пять лент, среди которых иностранная — только одна.

«Холоп-2» — 2,6 млрд рублей

Сиквел «Холопа» был заранее обречен на успех. Этот фильм делала та же самая команда под руководством режиссера Клима Шипенко, который успел получить дополнительную известность, слетав в космос для съемок драмы «Вызов». Да и сюжет, по большому счету, остался прежним — только теперь нестандартные методы воспитания применяются к подруге героя Милоша Биковича, мажорке Кате (Аглая Тарасова). Но зрителям подобный прием понравился — у «Холопа-2» и отзывы в целом положительные, и сборы — почти половина от всей выручки «новогодней битвы» (45,5%). Напомним, что у «Холопа» в 2019 году общая касса составила 3 млрд рублей; продолжение же явно нацелилось на результат «Чебурашки» — но тут всё зависит от лояльности аудитории.

«Бременские музыканты» — 1,96 млрд рублей

Игровую версию сюжета сказки братьев Гримм ещё до выхода сравнивали с советской анимационной дилогией начала 1970-х, песни для которой писал композитор Геннадий Гладков. В фильме они тоже прозвучали — в новой обработке и с субтитрами для караоке, а главные роли исполнили Тихон Жизневский, Сергей Бурунов и Валентина Ляпина. Это весьма дорогой проект — бюджет картины оценивается в 1,2 млрд рублей, но, судя по всему, кассовые сборы позволят окупить производство. Напомним, что кинотеатры забирают половину от выручки — то есть «Бременским музыкантам» необходимо заработать примерно 2,4 млрд. Скорее всего, эту сумму фильм освоит уже к концу текущей недели.

«Три богатыря и Пуп Земли» — 614 млн рублей

Очередная инсталляция анимационного киносериала про трех богатырей от студии «Мельница» показала очень неплохие результаты — на уровне самых доходный частей франшизы. В прокат мультфильм вышел за несколько дней до Нового года, и сейчас его общая выручка составляет 766 млн рублей. При этом прокат картины не заканчивается — и, возможно, у неё получится добраться в итоге до миллиарда.

«Феррари» — 94 млн рублей

Один из очень немногих представителей зарубежного кинематографа в «новогодней битве» этого года. История создателя знаменитых гоночных машин вышла в прокат ещё 21 декабря, но примерно половину из своей российской части выручки в 213 млн рублей заработала именно во время январских каникул — что и обеспечило картине четвертое место.

«Манюня: новогодние приключения» — 79 млн рублей

Пожалуй, это самый неожиданный участник первой пятерки лидеров «новогодней битвы 2024». Полнометражный фильм про двух девочек, армянку и русскую, которые дружили во время СССР, тоже вышел в прокат ещё в декабре, за пару недель до Нового года, и особыми успехами похвастаться не мог. Но во время каникул он стал востребованным среди детской аудитории, что и принесло ему заслуженное пятое место. Ну а вобщие кассовые сборы картины сейчас составляют 262 млн рублей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах