«Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться, но не сразу революция научается защищаться», — эти слова, произнесенные осенью 1918 года, сегодня звучат весьма актуально.
Исторический фейк как оружие
И пусть в России сегодня не слишком жалуют Владимира Ильича Ленина, но основатель Советского государства был выдающимся мастером политической стратегии и тактики. Под «революцией» Ленин имел в виду государство, возникшее после октября 1917 года.
Сегодняшняя Россия, несмотря на разность идеологических постулатов, оказалась в сходной ситуации, поскольку приходится не только бороться с внешними угрозами в ходе специальной военной операции, но и с внутренними проблемами.
Одной из причин распада СССР стало бесконтрольное тиражирование всевозможных исторических фейков в конце 1980-х годов, представлявших Советский Союз как беспросветный Мордор. Позднее историки развенчивали эти фальшивки, но, как говорится, поезд ушел, и дело было сделано.
Украина в последние десятилетия пережила аналогичную историю, только в более жесткой форме — людям скармливали мифы про Голодомор, про тотальный террор по этническому признаку и т. д. Какой бы грубой ни была подобная пропаганда, своих целей она достигла.
«Неуместный для показа»
В России 2022 года подобные попытки также предпринимаются, несмотря на то, что государственная линия направлена совсем в иную сторону.
Министерство культуры РФ объявило об отзыве прокатного удостоверения у документального фильма «Голод» режиссера Татьяны Сорокиной.
«Это решение связано с многочисленными жалобами на данную картину, поступившими в Минкультуры России от граждан. Фильм “Голод” был охарактеризован ими как неуместный для показа. Граждане указывают на содержание провокационной и шокирующей аудиовизуальной информации. Все это, по мнению зрителей, может вызвать острую негативную реакцию в обществе, в связи с чем принято решение об отзыве прокатного удостоверения», — говорится в сообщении ведомства.
Входящие в авторскую группу «Голода» писатель и телеведущий Александр Архангельский и журналист Максим Курников так прокомментировали данное решение: «Что же стало причиной для ограничения кино, в котором а) речь о событиях 1921-1923 годов, б) нет авторского текста, только цитаты и документы, в) все документы опубликованы или находятся в открытой части архивов? Ответ трагикомический. В письме об отзыве ссылаются на подпункт Д пункта 20 правил выдачи прокатных удостоверений — “обнаружены сведения, распространение которых запрещено законодательством РФ”. Каким же законодательством запрещено рассказывать о том, что в 1921-23 годах был голод? Что погибли более 5 млн человек? Что мир (далеко не весь, кстати) переступил через идеологию и проявил солидарность со страдающими жителями России? И благодаря этому было спасено более 10 млн? Это предательство собственной истории, предательство семейной памяти. Ладно. Бог судья принимавшим решение».
В общем, от народа якобы «скрывают правду». Но о чем в действительности идет речь?
«Это ненаучный, целиком пропагандистский проект»
Доцент Самарского государственного педагогического университета, историк, кандидат социологических наук Григорий Циденков является одним из лучших специалистов по голоду 1920-х годов. Он занимался этой темой, когда она, как говорится, еще не стала мейнстримом. Это научные исследования Циденкова каким-то неведомым образом в искаженной форме оказались в «Эшелоне на Самарканд» небезывестной Гузель Яхиной.
Григорий Циденков в беседе с Daily Storm так высказался о «Голоде»: «Если вы прочтете анонс фильма Архангельского, который был выпущен еще до съемок, то можно решить, что авторы выполняют определенный заказ на дискредитацию нашей истории. В нем готовые тезисы и шаблоны с прямо заданным вектором. Например, заявляется, что советские власти скрывали голод, хотя ситуация была прямо противоположной. И тому подобное. Далее: я так понимаю, в процессе съемок они отбирали только те документы, которые отражали действия советского правительства в негативном ключе. А действия иностранных организаций — наоборот, в позитивном. Это ненаучный, целиком пропагандистский проект».
«Я начал терять сознание, потолок и пол поменялись местами»
Вы думаете, Циденков преувеличивает? Ну так вот вам рассказ одного из авторов проекта «Голод» Максима Курникова о том, как он пришел к этой теме: «Однажды, перелистывая страницы архивного дела, наткнулся на хороший почерк. Писал следователь. Это был опрос жителей села. Женщина рассказывала, как они столкнулись с голодом, как съели всех животных, как один из соседей пришел и сказал: “Деваться некуда, давайте есть трупы, пока они не начали гнить”. Прочитав это, я начал терять сознание, потолок и пол поменялись местами».
Научный подход? Нет, не слышали. Авторы сразу пытаются уйти в эмоции, сходу размахивают каннибализмом и прочей жестью. А дальше идет выстраивание логического ряда — жуткая страна проклятых коммунистов, доведенная до трупоедства, и цивилизованный мир, который милостью своей спас русский народ от вымирания.
Парадокс в том, что как раз-таки тема голода 1920-х годов не была табуированной даже в советский период. Никто не скрывал вопрос иностранной помощи. Разве что поедание человечины не смаковалось — в советские годы все-таки существовали определенные этические нормы. Которых у создателей «Голода» просто нет.
«Середины у нас видеть не умеют»
Григорий Циденков в интервью порталу «Волга-Ньюс» в 2021 году говорил: «Знаете, у нас страна полярная, очень редко бывает “золотая середина”. Если в советское время писали о голоде, то в основном превозносили иностранный пролетариат, коммунистическую партию, ее роль в преодолении ситуации и помощь иностранцев выставляли какой-то незначительной. Сейчас складывается совершенно обратная ситуация, все больше говорится о том, что государство о нас никак не заботилось, выжили только за счет иностранцев. Полярные точки зрения: либо большевики — это ангелы во плоти, либо чистейшее зло, а середины у нас видеть не умеют... Сейчас же очень многие журналисты, писатели, публичные люди почему-то считают себя профессионалами во всем и позволяют себе делать громкие, хотя и ничем не обоснованные заявления».
Тут надо заметить, что Циденков над темой работал годами, сотрудничая с Национальным архивом Швеции, архивом Международного Комитета Красного Креста в Женеве, со специалистами из США.
И на основании документов делается вывод о том, что иностранная помощь в борьбе с голодом стала эффективной только потому, что на решение задачи по спасению людей работал весь аппарат Советской власти. В итоге в регионах, переживших голод 1920-х, авторитет большевиков вырос. Собственно, поэтому и не было необходимости табуировать эти исторические страницы.
Спасибо, хватит
Вообще, тема голода в нашей стране велика и многогранна, и политические моменты занимают в ней далеко не первое место.
Главная беда текущего момента заключается в том, что в России существует целый пласт журналистов, писателей и преподавателей, построивших карьеру на поношении истории родной страны. Это мало того, что благосклонно до некоторых пор встречалось сильными мира сего, так под это охотно выделяли «жирные гранты» всевозможные международные структуры и иностранные фонды.
Таких людей уже не переделаешь.