Кино — это магия! Даже самые толстокожие люди прирастают к креслу в кинотеатрах и могут всплакнуть, если актеры на экране убедительно играют любовь.
Но кино — это прежде всего дело коллективное, а в коллективе разное случается, тем более в творческом. Порой партнеры по съемочной площадке просто на дух друг друга не переносят. И часто именно им приходится изображать в кадре влюбленных. Для режиссера такая ситуация — ад кромешный. Для самих виновников конфликта — сплошная мука. А мы — зрители, с умилением наблюдая за любовными киноисториями, даже не замечаем, что искры между «влюбленными» летят отнюдь не от взаимной страсти, а совсем наоборот — от обоюдной неприязни.
Вот лишь несколько таких историй.
Надежда Румянцева и Николай Рыбников
Комедию Юрия Чулюкина «Девчата» (1961) мы уже «засмотрели до дыр». Любовная история юной задорной поварихи Тоси Кислицыной и передовика лесоруба Ильи Ковригина навеки покорила зрительские сердца, особенно женские.
Глядя на экран, дамы всех возрастов вздыхали: ай да Тося, ай да молодец, какого жениха отхватила! Тогдашнее киноруководство дало далеко не лестную характеристику картине — «чересчур бытовая и мелкая для советского кино комедия», но публика проголосовала «за»!
А что же на самом деле происходило вне кадра? Никто бы никогда не поверил, но исполнители главных ролей Надежда Румянцева и Николай Рыбников, мягко говоря, недолюбливали друг друга. В картине сразу многое пошло не по плану. На роль Тоси претендовала жена режиссера красавица-актриса Наталья Кустинская, но выбор безоговорочно пал на Румянцеву — в комедии ей равных не было. Именно этот факт стал одним из камней преткновения для Николая Рыбникова. Рыбников уже был звездой, он блистал в картинах «Весна на Заречной улице», «Высота», «Девушка без адреса». Прочитав сценарий, он сам изъявил желание сниматься в «Девчатах». Отказать народному любимцу было невозможно, тем более специально для этой роли он похудел на 20 кг. А на площадке самой яркой оказалась Румянцева, она буквально искрилась, переигрывая Рыбникова, и ее Тося стала главной на экране.
Николаю Николаевичу слова лишнего на съемочной площадке сказать не смели, а эта «маленькая выскочка» качала права, невзирая на регалии. Как-то раз Румянцева и вовсе возмутилась, что слишком уж много внимания оказывают актеру «мужского роду-племени», а фильм при этом называется «Девчата». Дело доходило до открытых стычек между «влюбленными». Недовольство Рыбникова вызывало и то, что его супругу актрису Аллу Ларионову не утвердили на роль одной из героинь — Анфисы, которую сыграла в итоге Светлана Дружинина. Говорят, Рыбников затаил обиду... Поэтому холодность к красавице Анфисе играть Рыбникову было проще, чем любовь к Румянцевой. Остается только посочувствовать режиссеру Юрию Чулюкину, который все-таки умудрился гасить каждый раз разгорающееся пламя конфликта. Романтические кадры иногда приходилось переснимать, ну не получалось у актеров изобразить неподдельные чувства с первого дубля. А вот сцены конфликтов, где Тося «ставила на место» сердцееда Илью, проходили «на ура». После таких пересъемок Рыбников взял себя в руки и все-таки смог изобразить пылкие чувства к строптивой партнерше.
Валентин Гафт — Александра Яковлева
Новогодняя музыкальная сказка Константина Бромберга «Чародеи» (1982), конечно же, про любовь. Да и как не влюбиться в главную героиню — красавицу, умницу Алену Санину? А тем более когда ее играет очаровательная Александра Яковлева. Сказочная Аленушка, да и только. Но не тут-то было. Поговаривают, что режиссер сразу рассмотрел в глазах красотки «дьявольский огонек». Именно поэтому и утвердил Яковлеву на главную женскую роль: ведь актрисе, с одной стороны, пришлось изображать добрую, наивную Аленушку, а с другой — перевоплотиться в настоящую ведьму. Бромберг увидел у Яковлевой возможность изобразить стервочку, в отличие от других актрис, которые пробовались к нему в картину. А ведь среди них были такие блестящие красавицы, как Ирина Алферова, Елена Цыплакова, Елена Проклова, Наталья Белохвостикова.
И на съемочной площадке у всех была возможность убедиться в правильном режиссерском решении — ведьма из Яковлевой вышла хоть куда, и не только в кадре. Валентин Гафт, который играл Аполлона Сатанеева, сгорающего от страсти к главной героине, сам буквально сатанел на съемочной площадке от поведения молодой актрисы. Александра уже была известна по фильму «Экипаж» и, как сейчас сказали бы, «зазвездилась». Яковлева вела себя заносчиво даже с таким мэтром, как Валентин Иосифович. Александра большое внимание уделяла своей внешности, гримировалась по три часа, требовала, чтобы «каждая ресничка была прокрашена», придиралась к костюмам, а в это время вся съемочная группа, теряя терпение, ждала ее на площадке. Все, кто работал на картине, уже подумывали о бойкоте красавицы. Но главным раздражителем для Гафта было то, что актриса приходила на съемки с плохо выученным текстом и постоянно не знала, что говорить в кадре.
Дело дошло до того, что Валентин Иосифович в одной из сцен так вошел в роль Сатанеева, что чуть по-настоящему не придушил Яковлеву. После этого он наотрез отказался сниматься с Александрой. Режиссер вышел из положения и снимал «влюбленного героя» отдельно от предмета его воздыханий. Даже любовные признания, которые мы видим в фильме, Гафт произносит, глядя на стул или на помощника режиссера. В фильме Сатанеев жить не может без Аленушки, а в жизни актер смотреть не мог на партнершу, считая ее взбалмошной и крайне эгоистичной.
Барбара Брыльска — Юрий Яковлев, Ольга Науменко — Андрей Мягков
Без традиционного новогоднего кинохита Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975) не обходится ни одно 31 декабря. Именно эта мелодрама усилила веру многих женщин в новогоднее чудо — а вдруг именно в эту волшебную ночь суждено встретить своего «принца на белом коне»... Но как же нелегко пришлось режиссеру: обе пары, которые по сценарию собирались связать себя узами брака, в жизни не желали даже просто общаться. Наденьку — Брыльску на самом деле Ипполит — Яковлев жутко раздражал, а Галя — Науменко, собираясь замуж за Женю — Мягкова, мечтала о другом.
И, конечно, все зрители переживали за несуразного, странного Ипполита (Юрий Яковлев), безответно влюбленного в свою Наденьку (Барбара Брыльска). На самом же деле на площадке тоже кипели страсти, но отнюдь не любовные. Польская актриса не желала целоваться в кадре с Яковлевым. Просто наотрез отказывалась, хотя по сценарию ее героиня собиралась замуж за Ипполита. Брыльска прямо сказала режиссеру, что Яковлев ей просто не нравится, и даже морщилась, чтобы показать, как ей это неприятно. Чтобы не расстраивать процесс съемок, договорились снимать сцены с поцелуями со спины. Но все равно оператор и Яковлев умудрялись сделать эти сцены правдоподобными.
Барбара потом вспоминала: «Яковлев все равно пытался впиться в мои губы, а я сопротивлялась и отталкивала... Эта настойчивость мне не нравилась. Он не вдохновлял меня как мужчина». И вообще такие сцены по тем временам актриса считала нескромными и неуместными, ведь дома ее ждали муж и маленькая дочка. Юрий Васильевич делал вид, что его не трогает такое отношение партнерши, и по-джентельменски никак не комментировал ее поведение.
Тяжело играть влюбленную было, по ее словам, и актрисе Ольге Науменко. Именно она та самая Галя — невеста Жени Лукашина. Ведь изначально на роль Лукашина с ней пробовался Олег Даль. И когда она встретилась на площадке с Мягковым, то как будто даже немного разочаровалась. Ведь Лукашин Даля был такой юморной, хулиганистый, яркий. Вот в такого легко влюбиться. И, видимо, Науменко не смогла скрыть своего разочарования, так как в одной из сцен Рязанов сделал ей замечание: «Оля, больше счастья! Больше радости!..» На что получил ответ: «Может, это шляпа так падает мне на глаза, что не видно, как они вылезли у меня из орбит от счастья?» Скандал, слезы... Так и хотелось, видимо, актрисе сказать, перефразируя слова своей героини: «Мне стыдно? Я у вас Даля не крала...» Ну и Андрей Мягков не горел желанием общаться с «невестой». Он и так-то, по воспоминаниям друзей и коллег, был человеком закрытым. А в такой ситуации и вовсе после команды «Стоп!» за несколько съемочных дней так и не перекинулся с Ольгой Науменко даже парой слов.
Удивительно, но все эти страсти фильм не испортили, и мы каждый Новый год верим, что герои любят друг друга по-настоящему.