Каннский Международный кинематографический фестиваль считается наиболее престижным и широко освещаемым событием в артистическом мире. Именно он сделал Канны тем, чем они являются сегодня — не просто фешенебельным курортом, а главным центром светской жизни. Благодаря ему ежегодно на Лазурном побережье собираются самые яркие звёзды со всего мира, профессионалы кино и любители большого экрана. В этом году 68-й кинофестиваль, который пройдёт с 13 по 24 мая, обещает быть особенно запоминающимся хотя бы потому, что в первый раз в истории фестиваля Канны откроет картина, снятая женщиной; организаторы уже попросили звёзд воздержаться от селфи на красной дорожке и официальных мероприятиях; вне конкурсной программы состоится режиссёрский дебют Натали Портман; а президентами жюри основного конкурса выбраны сразу два человека — Итон и Джоэл Коэны, больше известные как «братья Коэны». Вот уже много лет они неразлучны: вместе пишут сценарии, ставят и выпускают фильмы. Помимо хвалебной критики, в кармане Коэнов уже есть 4 статуэтки «Оскар» за картины «Фарго» и «Старикам тут не место». А в истории Каннского фестиваля родные братья засветились целых девять раз.
В этом году Канны сделали большую ставку на зрелищные фильмы, вытеснив традиционное фестивальное и неспешное кино во второстепенные программы, которые будет судить настоящая интернациональная команда. В номинации «Особый взгляд» — второй по значимости после основного конкурса — судьбу фильмов будет решать итальянка Изабелла Росселлини, дочь актрисы Ингрид Бергман (лицо 68-го Каннского фестиваля) и режиссёра Роберто Росселлини. Изабелла известна по таким картинам, как «Крутые ребята не танцуют» Нормана Мейлера, «Очи чёрные» Никиты Михалкова, «Синий бархат» Дэвида Линча, «Другое воскресенье» Роберто Бениньи, «Любовники» Джеймса Грея… Фильмы с её участием четырежды попадали в официальную программу Канн, но, помимо ярких ролей в кино, Изабелла известна широкой публике и как журналист, и как писатель, и как сценарист.
Конкурс короткометражных фильмов и студенческих работ «Синефондасьон», в котором соревнуются лучшие киношколы мира, в этом году возглавит Абдеррахман Сиссако. Мавританец по рождению, Сиссако провёл детство в Мали, искусство кинорежиссуры постигал в московском ВГИКе, а теперь живёт во Франции, но всегда представляет ленты своей родной Африки. Самая известная его работа — фильм «Тимбукту», представленный в Каннах 2014 года и номинированный на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Судьбу награды «Золотая камера», которая вручается молодым режиссёрам за лучший первый фильм, будет решать француженка Сабина Азема, получившая известность благодаря многочисленным ролям в театре. Она также исполнила трагические роли во многих картинах, принявших участие в основном конкурсе Каннского фестиваля. Сабина не случайно будет возглавлять жюри «Золотой камеры» в 2015 году, ведь, как отмечают многие кинокритики, её энергичная игра всегда вдохновляла молодых режиссёров.
Главные фавориты:
В 2015 году в основной конкурс фестиваля вошли 19 картин, большинство из которых — фильмы из Европы и США, и только три из них — азиатские проекты. Помимо российских фильмов, были проигнорированы работы тайского режиссёра Апичатпонга Вирасетакулаи, японского мэтра Наоми Кавасе, которые ранее считались любимцами международного фестиваля. Но, несмотря на это, 68-й Каннский фестиваль как никогда собрал огромное количество работ, заслуживающих пристального внимания. Уже сейчас среди номинантов можно выделить главных фаворитов. В первую очередь, это создатель «Великой красоты», один из самых известных в мире итальянских режиссёров Паоло Соррентино. Признанный мэтр представит на экранах «Молодость», историю о пожилом дирижёре оркестра (Майкл Кейн), который получает приглашение от королевы Елизаветы I выступить на дне рождения принца. Кажется, что фильм итальянского классика состоит из молчаливых, строго выверенных кадров, объединённых стройными звуками оркестра и единственной фразой, прозвучавшей в выразительном трейлере: «Ты был прав, музыка — это единственное, что я понимаю». Независимо от того, получит фильм «Молодость» Золотую пальмовую ветвь или нет, российский зритель увидит картину Соррентино в кинотеатрах только в сентябре 2015 года.
Ещё одной знаковой работой основной программы Каннского фестиваля можно назвать фильм «Кэрол» американца Тодда Хэйнса, взявшегося за экранизацию книги Патриции Хайсмит «Цена соли», первого в мировой литературе лесбийского романа со счастливым концом. Действие картины разворачивается в Нью-Йорке в 50-е годы XX века — эпоху прогрессирующей гомофобии. Замужней женщине Кэрол (Кейт Бланшетт) и молодой продавщице Терезе (Сара Полсон) придётся не раз доказывать своё право на любовь. О скандальном фильме уже говорят на Лазурном побережье, а вот его проката на российских экранах ждать не придётся — слишком откровенные сцены и злободневный сюжет у этой ленты.
Зато уже известна дата релиза в российском прокате другого фаворита Каннского фестиваля: 12 ноября 2015 года в кинотеатрах можно будет насладиться экранизацией Шекспира «Макбет». На этот раз за бессмертную классику взялся Джастин Курцель, отмеченный одной из наград Каннского фестиваля в 2011 году. Его адаптация шекспировской трагедии в первую очередь привлекает тем, что в ней приняли участие талантливейшие актёры своего времени: Майкл Фассбендер, Марион Котийяр, Падди Консидайн, Дэвид Тьюлис.
Ещё один фаворит фестиваля, претендующий на Золотую пальмовую ветвь, — Маттео Гарроне с фильмом «Сказка сказок». И пусть название картины не вводит вас в заблуждение — это отнюдь не детский фильм: зрителей на экранах ждёт и кровь, и откровенные любовные сцены. Однако, несмотря на жестокость, кинолента, основанная на сборнике сказок неаполитанского писателя и фольклориста XVI века Джамбаттисты Базиле, завораживает. Такого волшебства режиссёру помогли добиться знаменитые актёры: Тоби Джонс, Сальма Хайек, Венсан Кассель и звезда «Нимфоманки» Стейси Мартин.
Вне конкурса
Ежегодно вместе с фаворитами престижного конкурса обсуждают и другие достойные картины, которые по каким-то причинам не были удостоены номинации на Золотую пальмовую ветвь. Но дальше пересудов и жалоб дело никогда не идёт, ведь организаторы традиционно не объясняют свой выбор номинантов, более того, даже невозможно узнать, рассматривали они тот или иной фильм для участия в фестивале или нет. Так, например, мы никогда не узнаем, почему в этом году не повезло кинематографистам из России, Германии, Испании, стран Африки и Южной Америки, которые в 68-м Каннском фестивале не представлены ни одной картиной.
Однако во внеконкурсной программе в этом году тоже есть на что посмотреть. В Каннах впервые представят новую работу Вуди Аллена «Иррациональный человек», анимационный фильм от PIXAR «Головоломка», дебютную картину в качестве режиссёра Натали Портман «Повесть о любви и тьме» и четвёртый том легендарной саги «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера. А в один из вечеров на Лазурном берегу покажут культовую комедию Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Она станет первой советской картиной, которую продемонстрируют в секции классического кино Каннского фестиваля.