Многие советские кинематографисты прошли через Великую Отечественную войну, имели боевые ордена и медали и потом, уже в мирное время, снимали эту войну так, как не получается снимать сейчас — без прикрас. Но иногда те же фронтовики начинали снимать комедии — чтобы внести в жизнь послевоенного поколения смех и радость. Таким был, например, Леонид Гайдай, прошедший войну, получивший тяжелое ранение в марте 1943-го — и ставший одним из лучших комедиографов страны. Но герои его комедий всё равно родом оттуда — из военного времени. Вот только прожили они его по-разному.
Фильм «Бриллиантовая рука» Гайдай снял в 1968 году. В прокат он вышел в апреле следующего, 1969-го, и стал абсолютным хитом — за год его посмотрели 76,7 миллиона зрителей. Гайдай и исполнитель главной роли Юрий Никулин были удостоены Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых — правда, «по совокупности заслуг», за все их фильмы нескольких лет. Но «Бриллиантовая рука» всё равно стоит в этом ряду особняком — она была поистине народной, из неё в русский язык ушло множество оборотов и выражений. Но кто были герои этой ленты и сколько им было лет?
Семен Семеныч Горбунков
Главный герой, старший экономист в «Гипрорыбе» (проектный институт, имеющий, видимо, какое-то отношение к рыбной промышленности), который неведомым путем получил путевку в заграничный круиз на теплоходе «Михаил Светлов», причем один — ни его жена, ни дети с ним не едут. Согласно сценарию (его написали Морис Слободской, Яков Костюковский и сам Гайдай, а потом дорабатывали прямо на площадке), Горбунков — человек крайне скромный, добрый, тихий, даже застенчивый; этот образ писали с прицелом на Юрия Никулина, сделав героя похожим на актера.
Возраст Горбункова точно не указан — «за сорок». Никулину на тот момент было 47. Фактически это означает, что у Семена Семеновича примерно та же судьба, что и у Никулина — призыв в армию, затем война. Про награды или ранения, полученные Горбунковым во время службы, ничего не сказано, но в сцене, где ему дают пистолет, он вспоминает: «С войны не держал боевого оружия». Впрочем, оказывается, что пистолет этот не боевой, а стартовый — «можно пугнуть, можно подать сигнал». Горбунков не герой, но свою роль он готов выполнить до конца — как, видимо, поступал и во время Великой Отечественной. Именно он запустил в народ фразу «Я не трус. Но я боюсь... Боюсь, смогу ли я, способен ли?» Сможет, конечно — он же из поколения победителей. Пусть и выглядит слегка рассеянным простачком.
Надежда Ивановна Горбункова
Гайдай на эту роль взял свою супругу, актрису Нину Гребешкову; в сценарии точный возраст героини не указан — она «значительно моложе и, безусловно, гораздо энергичнее своего мужа». Но можно предположить, что она лет тридцати или чуть старше (Гребешковой было 38) — у них двое детей, старшему из которых 8 лет. Войну Надежда явно застала ребенком, у неё немного другие ценности, чем у мужа, и когда с ним случается вся эта история с контрабандой, она в первую очередь думает о том, что будет с детьми. Ну и начинает добиваться, чтобы Семен Семеныч всё раскрыл, как на духу.
Геннадий Козодоев
Он же Геша, он же Граф, «импозантный мужчина лет тридцати пяти в отлично сшитом ультрамодном костюме». Работает в Доме Моды моделью, а также выполняет различные поручения таинственного Шефа. Сыгравший эту роль Андрей Миронов был чуть моложе своего персонажа (ему было 27 лет), но, в принципе, разница в возрасте непринципиальная. Как и жена Горбункова, Геша тоже вырос во время войны, а затем нашел относительно безопасную и прибыльную гавань, позволяющую вести себя немного по-барски.
Лёлик по прозвищу «Механик»
Напарник Геши, который относится к моднику несколько свысока, согласно сценарию был «бывшим тяжелоатлетом, дисквалифицированным за систематическое пьянство». Его описывали как мрачного богатыря с лохматыми нависшими бровями — хотя, конечно, образ Анатолия Папанова к этому персонажу прилип намертво. Про возраст Лёлика ничего не сказано. Папанову на момент съемок было 46 лет — актер прошел войну, был тяжело ранен в 1942-м под Харьковом. Был ли на фронте Лёлик — непонятно, но определенные его навыки указывают на знакомство с боевыми действиями и военным планированием. Сцену со схемой операции «Дичь», кстати, часто называют пародией на сцену с картошкой из «Чапаева».
Шеф
Истинное лицо этого персонажа большую часть фильма остается неизвестным для зрителя. В сценарии его описывали так: «Добродушный энтузиаст бухгалтер. Он уже в пенсионном возрасте, но выглядит очень хорошо: сохранил не только бодрость, но и почти все зубы и все волосы». На пенсию, напомним, в СССР мужчины уходили в 60 лет. При этом он ещё работает — во время застолья в ресторане «Плакучая ива» Шеф благодарит замечательный коллектив, который его вырастил и воспитал. Сыграл Шефа актер Николай Романов, которому было около 60 лет — человек трудной судьбы. В 1930-е он был арестован, в качестве заключенного строил Беломорканал, а потом до конца 1950-х работал по провинциальным театрам. У его героя биография, скорее всего, совершенно другая, связанная с какой-то противоправной деятельностью.
Например, эпизод с переправкой контрабанды в СССР, где адресат может воспользоваться лишь четвертью суммы, выглядит нелепо и часто критикуется как недостоверный. Но всё встает на свои места, если эту контрабанду и найденный «случайно» клад рассматривать в качестве поощрения за успешную работу — например, в качестве нелегального агента одной из иностранных разведок. Конечно, в фильме операцией поимки этих контрабандистов занимаются милиционеры, а не сотрудники КГБ, но ведь и Гайдай снимал не документальное, а художественное кино, которое лишь было основано на реальном случае — он, правда, случился за границей и к СССР никакого отношения не имел.