Примерное время чтения: 8 минут
3448

Фантомас против Советского Союза. Как преступник стал героем подростков

Жан Маре в фильме «Фантомас».
Жан Маре в фильме «Фантомас». Кадр из фильма

4 ноября 1964 года во французский прокат вышел фильм Андре Юнебеля «Фантомас» с Жаном Маре в роли преступника в маске — первая часть пародийной трилогии, которую в СССР восприняли слишком серьезно.

Режиссер Андре Юнебель пришел в кино, уже прожив почти полвека и заработав приличную репутацию в качестве мастера-стеклодува. Время для такого поворота в судьбе он выбрал не самое благоприятное: начало 1940-х, половина страны оккупирована нацистами, оставшаяся часть занята Режимом Виши, — где он, собственно и оказался, когда уехал из Парижа. Поначалу Юнебель работал продюсером, в конце 1940-х переключился на режиссуру и двадцать лет был одним из самых успешных французских постановщиков. Его фильмы собирали миллионы зрителей, он открывал новые имена: среди них, например, Бурвиль, Жан Маре и Луи де Фюнес, актеры, которые сейчас известны всему миру. Юнебель снимал комедии, фильмы «плаща и кинжала», а уже в 1960-е обратился к одному из культовых персонажей, придуманных во Франции.

Книжный Фантомас

Таких персонажей во французской истории вообще было много: вспомнить хотя бы «Трех мушкетеров» Александра Дюма (про них, кстати, Юнебель тоже снимал). Но в данном случае речь идет о Фантомасе: таинственном преступнике, который умел менять свой облик и эту способность использовал для дискредитации своих оппонентов. Основным занятием Фантомаса было совершение преступлений, — убийств, краж, отравлений — и в этом он может считаться предшественником Джокера из комиксов DC или любого технически подкованного антагониста из любых комиксов (и не только комиксов, честно говоря).

Придумали Фантомаса два французских писателя — Марсель Аллен и Пьер Сувестр — в самом начале 1910-х годов. Книги о проделках этого преступника быстро стали популярными, и новинки выходили чуть ли не ежемесячно: за три года Аллен и Сувестр написали 32 романа. В 1914 году Сувестр скончался, а через десяток лет Аллен решил продолжить серию и выпустил до своей смерти (в 1969 году) еще 12 томов.

На экране Фантомас появился почти сразу: первые фильмы, еще немые, были выпущены в 1913 году (их, кстати, показывали и в России). К тому моменту, когда на Фантомаса обратил внимание Юнебель, у этого персонажа была внушительная фильмография, хотя, разумеется, не все версии были приняты публикой с восторгом.

Реклама американского сериального фильма Fantômas (1920) с автором Марселем Алленом.
Реклама американского сериального фильма Fantômas (1920) с автором Марселем Алленом. Фото: Commons.wikimedia.org

Комедийный Фантомас

Впрочем, Юнебель делал своего «Фантомаса» не как дословную экранизацию популярных романов. Он мастерски перефразировал недавние фильмы о Джеймсе Бонде (к тому времени уже вышли «Доктор Ноу» и «Из России с любовью», а на подходе был «Голдфингер») и наложил их стилистику на знакомый французам сюжет. Фактически получилась очень хорошая и смешная пародия, особенно с учетом того, что актер Луи де Фюнес превратил своего инспектора Жюва, главного охотника на Фантомаса, в настоящего комического героя. Самого Фантомаса — а также еще несколько ролей — сыграл Жан Маре.

Во Франции «Фантомас» Юнебеля вышел 4 ноября 1964 года и предсказуемо стал кассовым хитом: его посмотрели 4,5 миллиона человек. За первым фильмом последовали два продолжения: «Фантомас разбушевался» (1965) и «Фантомас против Скотланд-Ярда» (1968). Но с каждой частью интерес зрителей падал, Маре надоело мучиться с гримом и резиновой маской, да и у де Фюнеса появились собственные творческие планы. А на семидесятилетнего Юнебеля в конце 1960-х начали нападать представители новой волны, и он вообще на какое-то время ушел из кино.

Но параллельно с провалом ««Фантомаса против Скотланд-Ярда» созданный Юнебелем и Маре персонаж проживал вторую, совсем не пародийную жизнь вдали от Франции, в Советском Союзе, где с французским кино были, разумеется, знакомы. В прокат уже выходил, например, «Фанфан-тюльпан» Кристиан-Жака, один из самых ярких фильмов «плаща и кинжала». Именно его смотрели пионеры в картине Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».

Преступный Фантомас

«Фантомас» до нас добрался намного позже французской премьеры: в 1967 году его выменяли (все три части) на «Анну Каренину» Александра Зархи. Первый фильм стал хитом советского проката, его посмотрело 45,5 млн зрителей, и он произвел неизгладимое впечатление на подростков, правда, не совсем такое, которого ожидала власть. Дело в том, что массовый советский зритель ни о каком Бонде даже не слышал, книг о Фантомасе он тоже не читал (их переведут только в 1990-е), поэтому весь пародийный посыл картины Юнебеля пропал втуне. К тому же фильм в нашем прокате совсем не позиционировали как комедию, хотя над незадачливым инспектором Жювом все смеялись. Поэтому главным героем (безо всяких приставок «анти-») методом исключения был выбран Фантомас.

Ему подражали, его поступки копировали, и на СССР обрушилась волна подростковой преступности: малолетние «фантомасы» начали грабить киоски, оставляя, как было показано в фильме, визитные карточки. Подписывались, разумеется, не собой, а тем самым «Фантомасом». Пошла мода натягивать на головы капроновые чулки или колготки: матери на таких последователей французского преступника ругались жутко, поскольку эти колготки были дефицитом. Грабежом дело не ограничилось: подобно киногерою подростки совершали поджоги и кражи.

И не только подростки: «Фантомас» впечатлил вполне взрослых людей, часто психически нездоровых, и они совершали те же поджоги, кражи, только совсем в других масштабах. Самый серьезный случай был в Ростове-на-Дону: двое братьев Толстопятовых организовали вооруженную банду, члены которой носили капроновые чулки в качестве масок. Банда действовала до 1973 года, на ее счету было двое убитых, Толстопятовых суд приговорил к расстрелу.

Проблема с подражанием Фантомасу была настолько серьезной, что совещание по этому поводу провели в самых верхах уже весной 1968 года, а МВД настаивало на запрете фильмов. Но отменить показы не решились, всё же «Фантомас» и его продолжения были очень популярны в народе и прилично зарабатывали, а с эксцессами боролись в общем порядке. Так, был выпущен фильм «Вас вызывает Фантомас», где подросткам в доступной форме пытались рассказать, что их герой — обычный преступник и что подражать ему не следует.

В 1970 году «Фантомасов» в СССР всё же запретили: все три части и на три года. А о том, какое воздействие оказывал этот персонаж на детей, рассказал фильм «Анискин и Фантомас» 1973 года, вторая часть трилогии о деревенском детективе в исполнении Михаила Жарова. В ней Анискин изобличал киномеханика, подговорившего подростков надеть маски и ограбить кассира. Но в целом «фантомасомания» к началу 1970-х уже пошла на спад, хотя интерес к фильму сохранялся. Со временем у советских подростков появлялись новые герои: то Робин Гуд, то мушкетеры во главе с бравым Боярским. Они то мастерили луки, то бегали с деревянными шпагами. Но, к счастью, новые герои своих фанатов на преступления не вдохновляли.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах