Когда в начале этого года разгорался скандал с британской комедией «Смерть Сталина», мало кто понимал, отчего прокат этого фильма встретил столько препятствий. Репутация у Сталина такая, что вряд ли она могла ухудшиться или улучшиться от картины, в которой его соратники делят власть. Тем не менее, «Смерть Сталина» на экраны так и не вышла и была показана в весьма ограниченном прокате в московском кинотеатре «Пионер», который воспользовался бюрократическими проволочками в отзыве разрешительных документов Минкультуры.
Но любопытно, что как раз в то самое время, когда шли разбирательства вокруг картины Армандо Ианнуччи, в самой России снимался сериал, действие которого как раз крутится вокруг кончины «лучшего друга физкультурников» и самого известного «отца народов» в отечественной истории. Впрочем, «Светлана», как следует из названия, фильм не о смерти Сталина, хотя именно эта дата разделила жизнь его героини на «до» и «после».
Сюжет сериала рассказывает о жизни дочери Сталина, которую все знают как Светлану Аллилуеву. Ее жизнь легко экранизировать — она была полна браков, разводов, временных увлечений и всего прочего, что любит большинство телезрителей. Конечно, про это уже снимали, вспомнить хоть сериал «Галина» про дочь еще одного советского вождя — Брежнева, личная жизнь которой тоже была, скажем так, весьма насыщенной.
Впрочем, из всей семьи и окружения Сталина неохваченными остаются считаные персонажи. Телевизионщики уже рассказывали и о многолетнем охраннике всесильного Генсека («Власик»), и его сыне Василии («Сын отца народов»), и о маршале Жукове («Жуков»), и даже о главной актрисе и главном режиссере того времени («Орлова и Александров»). А о матери Светланы и второй жене Сталина, Надежде Аллилуевой, которая покончила с собой, когда дочери было девять лет, тоже был мини-сериал — четырехсерийная «Жена Сталина».
«Светлана», пожалуй, выбивается из этой постсоветской «сталинианы». Фильм этот действительно о заявленном персонаже, а взгляд на Сталина его глазами отсутствует — хотя совсем уйти от этого авторам и не удается. Героиня сериала (ее играет Виктория Романенко) стала такой, какой она была, во многом благодаря отцу, именем которого беззастенчиво пользовалась в молодые годы и на котором не стеснялась зарабатывать потом, после фактического бегства из СССР.
Начиналось, правда, все как в миллионах других семей. Но уже к середине тридцатых все поменялось — погибла мать, обстоятельства смерти которой от Светланы долго скрывали, отец именно тогда превратился во всесильного вождя огромной страны, что вместе с привилегиями породило и обязанность уделять все свое время работе. Детьми — Василием и Светланой — занимались слуги и охранники.
Впрочем, сериал явно отступает от исторической правды и честно признается в этом на титрах. Часть событий выдумана, остальные интерпретированы так, чтобы укладываться в придуманную канву. В сериале даже изменены некоторые фамилии — например, писатель и сценарист Алексей Каплер, в которого влюбилась 16-летняя героиня, превратился в Каплина (Павел Трубинер). И, судя по первым сериям, любовь именно к этому человека — вернее, то, как отнесся к этой подростковой любви грозный отец — и предопределила всю дальнейшую жизнь Светланы.
Список только официальных мужей Светланы весьма приличный — тут и одноклассник ее брата Морозов (в сериале — Невзоров, его играет Роберт Студеновский), и сын соратника отца Юрий Жданов (Олег Осипов), и реабилитированный политзек Иван (или Джонрид) Сванидзе, и индийский актер Браджеш Сингх, и американский архитектор Уильям Питерс. Да и романов, браками не закончившихся, у нее тоже было прилично — например, одно время она встречалась с писателем Андреем Синявским. Для Каплера, кстати, увлечение дочерью Сталина закончилось пятилетней ссылкой в Воркуту, а потом его отправили в лагерь и освободили только после смерти несостоявшегося тестя.
Смерть вождя (его играет Сергей Колтаков) показана, правда, отнюдь не в комическом ключе, хотя определенные сатирические моменты присутствуют. Но в «Светлане» упор сделан на устоявшейся версии тогдашних событий — промедление охраны, которая побоялась побеспокоить хозяина, понаехавшие на дачу возможные преемники — Берия в непременных круглых очках, Хрущев, Маленков. Они уже о чем-то сговариваются — может, и власть делят, так что недобрые слова нетрезвого (еще один шаблон) Василия Сталина (Сергей Колос), наверное, даже заслужены.
В принципе, наверное, будет красиво, если по завершении этой восьмисерийной эпопеи Первый канал вдруг покажет собственно «Смерть Сталина» — не претендующую ни на какую достоверность экранизацию занимательного французского комикса. Просто чтобы показать, что было дальше с этими людьми в черных пальто и одинаковых черных шляпах, которые неловко переминались у дачи на стылом мартовском снегу, ожидая вердикта врачей — пора начинать делить власть или эта кровавая и жестокая игра откладывается еще на некоторое время, пока жив вождь. Ну а Светлана — что Светлана? У нее своя жизнь, которую, наверное, можно уложить в восемь серий, но только очень условно. Мелкими фрагментами.