В 2012 году про подвиг Валерия Чкалова сняли фильм. Дочери героя, увидев 8-серийную ленту, возмутились. О том, почему режиссеры все время хотят сделать из отца хамоватого лихача, «АиФ» рассказала Ольга Валерьевна Чкалова.
Создатели фильма, в частности продюсер Алексей Поярков, прокомментировать эти претензии отказались. А Ольга Валерьевна Чкалова рассказала АиФ.ru, чем Чкалов-2012 не похож на ее отца.
Вера Копылова: Ольга Валерьевна, что вы и ваша старшая сестра сегодня делаете, чтобы сохранить память об отце?
Ольга Чкалова: В основном этим занимается моя сестра. Она человек обстоятельный, много провела в архивах и написала две книги. Одна, «Чкалов без грифа «секретно», освещает гибель отца. Трактовка документов субъективна, как это всегда бывает, но все доводы имеют ссылку на тот или иной архив. Вторая книга автобиографическая. И сейчас она продолжает работать с архивами. Я принимаю участие в телевизионных передачах, участвую в документальных проектах и стараюсь вести себя так, чтобы никаким образом не бросить тень на своих родителей.
- Насколько я знаю, ни вы, ни сестра не запомнили самого Чкалова.
- Я родилась через семь месяцев после его гибели, а моей сестре тогда было четыре года. Она его почти не помнит, но какие-то ощущения, конечно, остались.
- А помните ли вы, как семья Чкалова приняла первый фильм про него, снятый Михаилом Калатозовым?
- Мама этот фильм не очень любила. Она считала, что отец был меньший ухарь. В нем была сцена, где Чкалов выступает в Америке и свистит, чтобы прекратили шум. Мама говорила, что отец так не мог бы поступить. Я просмотрела фильм с интересом: одно дело – изустное изложение, другое – видеоматериал. Сейчас я понимаю, что тот фильм (в его создании принимал участие летчик Георгий Филиппович Байдуков, второй пилот при Чкалове в знаменитом полете в США) более достоверен, он лучше передает действительность. Тот фильм я приняла, но мамина настороженность у меня осталась тоже.
- И при создании того, первого фильма ни к кому из вашей семьи за советами тоже не обращались, так?
- Насколько я знаю, да.
- В случае с новым фильмом вам предложили ознакомиться с уже написанным сценарием, не пригласив заранее к сотрудничеству. Это верно?
- Да, сценарий принесли сестре, она сделала много замечаний, правки забрали, и все замолкло. Это было в 2007 году. Мы думать о нем забыли, решили, что фильма не будет. Потом я прочла в газете, что картина все-таки снимается. Я позвонила режиссеру Игорю Зайцеву и предложила услуги нашей семьи – могли потребоваться документы, у нас сохранился в первозданном состоянии кабинет отца… Он был очень вежлив, но сказал, что должен посоветоваться с продюсером и мне перезвонит. Он не перезвонил, когда я его разыскала, он сказал, что потерял мой телефон… И пропал снова. Больше не было ни звонков, ни попыток.
- Может быть, создатели фильма ожидали, что вы потребуете материального вознаграждения?
- Вы же понимаете, что у нас никаких таких мотивов не было.
- Если бы вы работали над фильмом памяти вашего отца, каким бы он получился на экране?
- Там, где создатели отступают от документальности, почти все сцены показывают отца исключительно с отрицательной стороны. Если бы я делала такой фильм, я показала бы его путь к славе, который был очень, очень труден. Три раза его выгоняли из армии, два из них – по его собственной вине. Первый раз – когда ему было лет 20, но возвратили. Второй раз – тоже по его вине, из-за аварии, когда он задел провода. А третий раз его выгнали по доносу. Но каждый раз его возвращали – не за красивые глаза, а за его умение…
Здесь показано, как они пили-гуляли. Но как они самосовершенствовались – не показано совсем. Его «воздушное хулиганство» было не ухарскими выходками. Это было его совершенствованием в пилотировании, выяснением возможностей машины (самолеты были еще очень ненадежны) и своих собственных возможностей. У нас есть письмо отца маме от 1927 года, когда его командировали из Ленинграда в Москву на парад, посвященный десятилетию Октябрьской революции, и разрешили делать все, что захочет. Он пишет нашей маме, что люди, видя его виражи, вставали от восторга! И в Большом театре потом было торжество, где был зачитан приказ, что старший летчик Валерий Чкалов награждается денежным призом. «За то, за что меня наказывали, я был награжден», пишет он маме.
Позже, к концу 1928 года, он пишет своей жене: «Я должен быть готов к будущим боям, чтобы сбивать самому, а не быть сбитым». Примерно в это же время его осудили за аварию. Он пишет кассационную жалобу, где говорит, что подготовка военных летчиков ведется не совсем правильно, и выражает свои предложения на этот счет.
Конечно, в нем играли молодые силы. Но не чтобы себя показать, а чтобы это помогло авиации вообще. Отец был от природы очень способен к полетам. Было в нем что-то, что позволяло ему хорошо летать.
- В сериале «Чкалов» попытались из Чкалова сделать героя нашего времени, чей гений не только в том, что он великий летчик, но и в том, что он лихой, отвязный красавец.
- Он показан тут неумный, придурковатым, хамоватым. Не знает рамок и не прошел медные трубы. Когда закончилась последняя серия, мне стоило больших усилий буквально не завыть.
- А другие персонажи картины?
- Все персонажи забитые и карикатурные. Может, это была задумка режиссера – не искать портретного сходства. Но там даже отдаленно нет ничего общего! Вот летчик Громов – человек с аристократической внешностью, прямой спиной, застегнутый на все пуговицы, достойный человек. В фильме он старый, сморщенный, бессловесный!
Авиаконструктор Андрей Туполев – это просто ужас какой-то. В этой шляпе он как гриб. Такие, как он – это пенсионеры, которые во дворах играют в домино.
Анисимов – совершенно реальная фигура, друг Чкалова, блестящий летчик. Насколько я знаю, у него на педали лопнул трос, и он не смог выйти из фигуры высшего пилотажа, не смог выровнять самолет. Это была не его вина, а поломка. Байдуков в своей книге пишет, что когда Анисимов и мой отец устраивали показательные воздушные состязания, все выбегали смотреть: это было очень красиво, и ни один не хотел уступить другому. Но ухаживаний Анисимова за мамой никогда не было! У него была жена Бронислава, тетя Броня, которая бывала в нашем доме, когда уже не было в живых ни отца, ни Анисимова. Женщина с трудной судьбой, но милая, хорошая.
Люди, которые сохранили свое человеческое достоинство, в этом фильме показаны как люди без достоинства.
- А какое у вас впечатление от образа Ольги, супруги Чкалова и вашей матери?
- Наша мама была образованная, умная и очень мудрая. Отец незадолго до смерти говорил ей: «Ты даже сама не представляешь, что ты для меня сделала». Она сыграла огромную роль в жизни отца. Никогда не уходила от него, забирая детей! Это какая-то дикая выдумка… Отец очень любил семью и детей. А там это бессловесная идиотка.
Еще есть сцена, когда отец Чкалова приезжает навестить сына. Чкалов обожал отца, он венчался с моей матерью в 27-м году, когда это было очень опасно, только потому, что его отец был очень верующим человеком. И только чтобы уважить отца, он рисковал всем и венчался. А тут - в первый же вечер Чкалов уходит, оставив отца, на танцульки к некой Марго. Такого быть не могло!
Все, что создатели фильма придумали, они придумали в минус. Они преувеличили пьянки, пляски с цыганкой на улице и лихачество.
- Что скажете о сценах со Сталиным?
- На брудершафт действительно пили, один раз в порыве чувства и любви к Сталину он пошел на это. Да, одно время он считался фаворитом вождя. Но отец безумцем не был. По плечу Сталина никогда не хлопал! Это даже Сталин не допустил бы. Это полная чепуха. Отец стал по-настоящему знаменитым, когда Сталин в 1935 году сказал знаменитую фразу «ваша жизнь нам дороже любой машины». Но чтобы, как показано в фильме, в 31-м году Чкалов посадил Орджоникидзе и начал с ним крутиться, вытрясая из наркома душу? Дурь собачья. Старший летчик говорит наркому «садись»?
У меня было впечатление, что это очень плохой вестерн, когда стреляют из-под руки, из-под ноги… Но тогда пусть берут другие фамилии и делают развлекалочку. Разгулявшийся поддатый купчик, танцующий с цыганами… Я не могу понять, для чего и для кого сделан этот фильм. Первое ощущение – для подростков, сосущих пиво из банки. Надо же, он пил-гулял и вон куда добрался. Ну и мы тоже – продолжай пить, может, и нам свезет. Хотя все эти люди, взятые как персонажи, - великие труженики. Они расширили наше представление о земном шаре, о мире. Уважайте хотя бы это.