Кинематографистам нравится снимать сиквелы: зрители любят новые встречи с полюбившимся миром и знакомыми героями, поэтому считается, что продолжения успешных фильмов — почти гарантированные деньги. Конечно, чаще всего этот подход не срабатывает и вторая часть оказывается хуже первой, а третья и последующие — хуже второй. Это, правда, мало кого останавливает: некоторые киносериалы заканчиваются лишь тогда, когда новые выпуски перестают брать даже в сервисах «видео по запросу», — и, разумеется, без приличествующего случаю проката. Исключений немного: например, V и VI эпизоды «Звездных войн» (по времени выхода это сиквел и триквел) были приняты лучше, чем «Новая надежда», а третий фильм трилогии «Назад в будущее» оказался на уровне первой части. Похожая история произошла и с франшизой про Терминатора.
Непонятный Кэмерон
«Терминатора» придумал и воплотил на экране режиссер, сценарист и продюсер Джеймс Кэмерон. Первый фильм вышел в 1984 году, его очень хвалили критики и коллеги, а репутация самого Кэмерона сразу резко улучшилась. Но первый «Терминатор» не был кассовым хитом: он собрал в прокате раз в пять меньше лидера того года, «Охотников за привидениями», а в общем годовом чарте занимал скромное место в третьем десятке. Внимание продюсеров привлекало лишь соотношение выручки и затрат на производство: при скромном бюджете (около $7 млн) фильму удалось заработать $78 млн. Потом Кэмерона ждали успех с «Чужими» (сиквелом «Чужого» Ридли Скотта) и провал с «Бездной». То есть к началу 1990-х он всё ещё оставался «темной лошадкой»: может снять блокбастер, но может и не сделать этого.
Роль ценою в самолет
Тем не менее сиквел «Терминатора» всё же получил «зеленый свет». Тут, как и с первым фильмом, постарался Арнольд Шварценеггер, для которого роль боевого андроида из будущего оказалась визитной карточкой, хотя он к тому времени был весьма высокооплачиваемым актером, который гарантированно привлекает зрителей. Именно Шварценеггер убедил продюсера Марио Кассара, главу кинокомпании Carolco Pictures, выкупить права на эту историю. Впрочем, свой гонорар актер снижать не стал: за эту роль он получил $15 млн (примерно $21,4 за каждое сказанное его персонажем слово), а Кассар отдал ему подержанный самолет Gulfstream III.
Нужно больше долларов
В принципе, Кэмерон не просто так тянул время с сиквелом своего дебютного фильма: он всем говорил, что ждет, когда компьютерные технологии достигнут нужного уровня. В итоге Жидким Терминатором Т-1000 (в исполнении Роберта Патрика) занималась компания Джорджа Лукаса Industrial Light and Magic, которая ради этого увеличила штат с 6 до 36 человек. Правда, компьютерной графики в фильме немного: лишь 3,5 минуты экранного времени, которые обошлись всего лишь в $5,5 млн. А целиком производство второго «Терминатора» стоило больше $100 млн, причем Шварценеггеру пришлось вмешиваться снова, когда продюсеры протестовали против увеличения бюджета с первоначальных $75 млн. Кэмерон вообще очень увлекался процессом съемки: позже это проявится на «Титанике» и «Аватарах».
Та же самая история
Секрет успеха второго «Терминатора», получившего подзаголовок «Судный день», разумеется, не только в большом бюджете и продвинутых техниках съемок. И даже не в Шварценеггере, который тогда находился на пике популярности. В первом фильме Кэмерону удалось создать идеальный формат боевика. Сценарий того фильма до сих пор изучают в сценарных школах как образцовый. И в сиквеле он просто повторил то, что сделал в оригинале, всего лишь изменив позиции героев. Фактически он лишь рассказал ту же историю заново, поставив знакомых зрителям персонажей на неожиданные места. Этот прием позволил Терминатору занять высокие места сразу в двух рейтингах Американского института кино: ста величайших злодеев и ста величайших героев.
«Терминатор» за два дня
Премьера второго «Терминатора» состоялась 1 июля 1991 года в Лос-Анджелесе. Её посетили все звезды фильма, включая Линду Хэмильтон, Шварценеггера, Патрика и юного Эдварда Фёрлонга (он играл Джона Коннора, будущего лидера Сопротивления Скайнету). В прокате фильм появился 3 июля, через два дня его выручка в США превысила выручку первого фильма, ну а сам «Судный день» окончательно вошел в историю кино. У картины был «взрослый» рейтинг R (хотя игрушки продавали и детям) — и в этой категории его сборы ($520 млн во всем мире) оставались непревзойденными до выхода в 2003 году фильма «Матрица: Перезагрузка». Кроме того, «Терминатор 2» сломал своеобразный барьер: это был первый в истории кинопроект, бюджет которого превысил 100 миллионов долларов. Впрочем, как показало время, у Джеймса Кэмерона была такая тайная страсть: снимать за большие деньги. Но использовал он их с умом.
Вечно молодой Терминатор
Пожалуй, после второго «Терминатора» ту франшизу надо было закрывать. Кэмерон рассказал одну историю с двух сторон, не оставив никаких заделов на возможное продолжение. Он и сам всеми силами отбивался от предложений вернуться в этот мир и поразить зрителей новыми открытиями. Но для других участников этого проекта «Судный день» так и остался вершиной карьеры: Хэмильтон почти не снималась в хороших фильмах, Ферлонг так и не стал кинозвездой. У Роберта Патрика были отдельные прорывы, но его Т-1000 всё же стоит на недосягаемой высоте. Впрочем, и Шварценеггер так и остался Терминатором, но, конечно, в его доброй, относительно молодой и немногословной ипостаси из второй части.