Выход в прокат фантастического фильма Александра Андрющенко «Сто лет тому вперед» сопровождался многочисленными спорами. Дело в том, что эта картина — вольная экранизация повести советского писателя-фантаста Кира Булычева, а по этой повести ещё в 1980-е Павел Арсенов снял ставший культовым телефильм «Гостья из будущего» с Алисой в исполнении Наташи Гусевой, в которую моментально влюбились все мальчишки Советского Союза.
Ну и сам сюжет ничем не уступал ещё не захватившему советские видеосалоны «Терминатору» — школьник из настоящего Коля Герасимов нашел машину времени, слетал в будущее, спас от космических пиратов ценный миелофон, а после возвращения вынужден был скрываться от тех же пиратов и Алисы, которые дружно переместились вслед за ним в прошлое. В общем, множество приключений — примерно то, чего ждали тогдашние юные зрители от детского кино.
При этом сама концепция путешествий во времени была детям 80-х и даже их родителям знакома более чем хорошо. В СССР издавали много западной классической фантастики, и среди них, разумеется, были «Янки при дворе короля Артура» Марка Твена и «Машина времени» Герберта Уэллса. Но знакомство было не только литературное — советские кинематографисты регулярно обращались к путешествиям во времени. В конце 80-х эта тема вообще стала весьма востребованной — видимо, для осмысления событий прошлого; тогда вышла, к примеру, картина «Зеркало для героя», которая предвосхитила голливудский «День сурка». Впрочем, фильмы про машины времени снимали и до выхода «Гостьи», хотя и делали это своеобразно.
«Шаг с крыши», 1970
У советского писателя Радия Погодина судьба была очень сложной — он воевал, Победу встретил в Берлине, а после был одним из немногих, кто выступил в защиту Зощенко и Ахматовой, отсидел два года за антисоветскую пропаганду — но прославился своими книгами для детей. Одна из повестей и стала основой для этой не слишком изысканной киносказки Радомира Василевского о том, как обычный пятиклассник Витя Парамонов (его сыграл Митя Николаев, сын Горбункова из «Бриллиантовой руки») с помощью волшебной синей вороны (голос Зиновия Гердта) смог узнать, что такое настоящие приключения.
Витя побывал у первобытных людей, во временах мушкетеров и гвардейцев кардинала, потом оказался в эпохе Гражданской войны — там, где сражалась Чапаевская дивизия. В фильме были заняты и многие известные взрослые актеры: Георгий Милляр, Роман Ткачук, Георгий Вицин, Борислав Брондуков, Иван Рыжов, а для композитора Геннадия Гладкова это была одна из первых работ в кино.
«Пятёрка отважных», 1970
Относиться к этому фильму серьезно, пожалуй, не стоит, хотя её сюжет в чем-то предвосхищает снятую уже в независимой России фантастику «Мы из будущего». Пятеро школьников в Белоруссии приходят в музей, экспозиция которого рассказывает о Великой Отечественной войне и партизанском движении, — и мечтают тоже оказаться в том времени, чтобы совершать подвиги. Их желание внезапно исполняется — и дальше четверо ребят и одна девочка из пушки подбивают немецкие танки, а потом минируют и взрывают немецкий склад со снарядами. Правда, в итоге оказывается, что все эти подвиги им пригрезились, но клятва на раскаленной монетке тогда очень быстро вошла в моду среди детворы — правда, не очень долгую.
Кстати, спустя два года после «Пятерки отважных» был снят ещё один детский фильм с похожим сюжетом — «Если это случится с тобой», 1972, — в котором трое школьников во время похода по местам боёв проваливаются в военное время. Здесь обошлось без невероятных подвигов, но в конце своего пребывания в прошлом ребята спасли жизнь раненому советскому танкисту.
«Иван Васильевич меняет профессию», 1973
Про этот фильм и напоминать, наверное, не стоит — экранизацию пьесы Михаила Булгакова от советского мастера-комедиографа Леонида Гайдая знают буквально все, эту картину до сих пор регулярно показывают по телевидению, а цитаты её героев прочно вошли в отечественный культурный код.
К тому же и путешествие во времени в «Иване Васильевиче» относительно условное — по решению художественного совета время, в которое попадают управдом Бунша и вор-домушник Милославский, определить невозможно. Впрочем, знатоки указывают промежуток (с 28 октября по 13 ноября 1571 года) благодаря упоминанию жены царя, 19-летней Марфы Васильевны Собакиной — она скончалась ровно через две недели после свадьбы с Грозным.
«31 июня», 1978
Эта сказка тоже к реальности отношение имеет опосредованное, но любовь сквозь века в этом мюзикле режиссера Леонида Квинихидзе всё-таки присутствует — по сюжету, придуманному английским писателем Джоном Бойнтоном Пристли, художник Сэм из XXI века влюбляется в принцессу Мелисенту из королевства Перадор XII века. Соединяются любящие сердца, разумеется, благодаря магии и Звездному мосту.
«Похищение чародея», 1981
Творчество Кира Булычева не ограничивалось историями про девочку из будущего Алису Селезневу или обитателей Великого Гусляра. Ещё в 1979-м по его рассказу «Можно попросить Нину?» был снят короткометражный фильм «Что-то с телефоном», герой которого дозванивается до девочки Нины из 1942 года. А одновременно с выходом мультфильма «Тайна третьей планеты» был создан фильм-спектакль по повести «Похищение чародея». По её сюжету девушка Анна приехала в деревню, где сняла домик у старой женщины. Она столкнулась с двумя незнакомцами с необычными именами, которые просят уступить этот дом им, — оказывается, они из XXVIII века, и им нужно попасть в XII век, чтобы спасти неординарного боярина Романа, который погиб во время битвы с крестоносцами. Через несколько лет, в 1989-м, по «Похищению чародея» снимут и полноценный художественный фильм.
Бонус: «Перстень княгини Анны» (Польша), 1970
Про путешествия во времени снимали фильмы и в странах соцлагеря. Один из самых известных — это картина польской актрисы и режиссера Марии Каневской о трех мальчишках, которые из-за обвала в старом замке оказались во временах крестоносцев и их борьбы с польским королевством. Дети применяют различные уловки из будущего, чтобы спастись самим и помочь своим соотечественникам, а в итоге возвращаются в своё время с подарком, который им сделала княгиня Анна. Анну, кстати, играла та же актриса, что и археолога из будущего (Веслава Квасьневская), так что, возможно, путешествие во времени из этого фильма было такой же фантазией, как и в случае с Шуриком из «Ивана Васильевича».