Примерное время чтения: 7 минут
2749

Биг бадабум Люка Бессона. Шесть слагаемых успеха «Пятого элемента»

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
«Пятый элемент». 1997 год.
«Пятый элемент». 1997 год. Кадр из фильма

7 мая 1997 года в рамках Каннского кинофестиваля состоялась премьера фильма французского режиссера Люка Бессона «Пятый элемент». Это было совершенно не фестивальное кино — фантастический боевик с Абсолютным злом и харизматичным злодеем, жуткими инопланетянами, спасающим мир Брюсом Уиллисом и дебютанткой Миллой Йовович. Впрочем, каннскую публику удивить было сложно — за три года до этого на фестивале победила картина Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Так что сомнения были только в том, что дорогая французская фантастика сможет составить конкуренцию голливудской продукции. Но опасения оказались напрасными — «Пятый элемент» оказался кассовым хитом и, пожалуй, самым удачным фильмом в карьере Бессона. Хотя произошло это благодаря нескольким факторам, которые могли и не сложиться нужным образом. 

1. 20 лет подготовки 

Во время работы над «Пятым элементом» Люку Бессону было 37 лет, а придуманному им сюжету про борьбу с Абсолютным Злом с помощью Любви — около 20. В интервью изданию Nerdist Бессон вспомнил, что начал писать эту историю в старшей школе, когда ему было всего 16 — правда, по его словам, тогда это было похоже на роман.

И лишь через десять лет он решил, что перенесет это на экран. Отметим, что в кино Бессон пришел в начале 80-х, когда ему было чуть за 20; он был одним из основателей движения Cinéma du look (кинематограф стиля) — вместе с Жан-Жаком Бенексом и Леосом Караксом. И его первые фильмы были больше авторским высказыванием; например, «Последняя битва» и «Подземка». Но в 90-е он ушел в зрительское кино и снял «Никиту» и «Леона» — очень натуралистичные боевики, которые и сейчас остаются образцами жанра. 

2. Кто если не Милла? 

С актерским кастингом в «Пятый элемент» у Бессона возникли определенные сложности — особенно с актрисой на главную роль инопланетянки Лилу. Режиссер провел пробы около 300 актрис, но в итоге остановился на совсем юной — ей было тогда всего 20 — модели Миллы Йовович. Актерский опыт у Йовович имелся, хотя и не сказать, что удачный — ещё подростком она играла в нескольких фильмах и сериалах, а также сыграла главную роль в провальном «Возвращении в Голубую лагуну». На первые пробы она пришла в полной боевой раскраске модели. Бессон рассказывал журналу Entertainment Weekly, что актриса была чрезмерно накрашена и сильно нервничала. Лишь потом, уже после просмотра других претенденток, Бессон увидел Йовович без макияжа — и взял её в фильм. Любопытно, что в процессе съемок между ними возникло настолько хорошее взаимопонимание, что режиссер развелся со второй женой (ею был актриса Майвенн Ле Беско, которая играла Диву Плавалагуну) и женился на Йовович; впрочем, их брак распался через два года. 

3. Не совсем тот актерский состав

Судя по комментариям Бессона, единственный актер, который согласился сниматься в «Пятом элементе» ещё до знакомства со сценарием — это Гэри Олдман. Правда, тот сделал это не просто так — Олдман и Бессон сдружились во время работы над «Леоном», так что британский актер просто помогал другу. Любопытно, что итог ему не особо понравился — мол, и костюм у его Зорга был неудобный, и вообще фильм вышел так себе; возможно, это просто лукавство.

С другими актерами вышло чуть сложнее — например, Ле Беско не просто так сыграла Диву, она заменяла выбывшую уже в разгар съемок актрису. С Брюсом Уиллисом, которого сейчас сложно отделить от таксиста из будущего Корбена Далласа, тоже получилось не сразу. Бессон хотел видеть в этой роли Мела Гибсона, да и Уиллис казался ему дорогим актером, но тот неожиданно согласился на меньший гонорар — правда, с условием выплаты процента от кассовых сборов. «Крепкий орешек» не прогадал — фильм заработал в прокате $263 миллиона, что для французского кино того времени было заоблачной суммой. Ещё одной заменой, кстати, стал комик Крис Такер — роли экстравагантного радиоведущего Руби Рода должен был сыграть музыкант Принс. 

4. Всё ушло на спецэффекты 

Впрочем, «Пятый элемент» и без гонорара Уиллиса был очень дорогостоящей затеей — его бюджет составил $90 млн, и это был самый большой на тот момент неголливудский кинопроект. Но деньги Бессон потратил, что называется, с умом — костюмы для фильма делал модельер Жан-Поль Готье (все 900 штук), будущее придумывали художники комиксов Жан «Мёбиус» Жиро (создатель мультфильма «Повелители времени») и Жан-Клод Мезьер (создатель комикса про «Валериана» — в 2017 Бессон снимет экранизацию этой новеллы), а в эпизодах были заняты профессиональные модели (стюардессы на корабле). Кроме того, взрыв в зале круизного корабля-гранд-отеля «Флостон Пэрадайз» оказался самым большим взрывом в помещении, когда-либо появлявшемся в кино — на тот момент, разумеется. Снимали, кстати, вживую — компьютерные технологии тогда могли использовать далеко не всё. 

5. Один день из жизни Корбина Далласа 

По слухам, Бессон собирался превратить свою подростковую задумку в целую трилогию, но в конце концов отказался от этой идеи и буквально утрамбовал все события в один фильм. Хронология в «Пятом элементе», правда, весьма рваная, но, похоже, вся борьба Корбена Далласа и Лилу с Абсолютным Злом заняла всего лишь один день, с утра до вечера — если, конечно, не учитывать пролог, действие которого происходит в 1914 году. День этот, кстати — 18 марта 2263 года, и выбран он не случайно. 18 марта (но 1959 года) родился сам Люк Бессон. 

6. Нужно больше юмора 

У критиков «Пятого элемента» много претензий к фильму. В нем нет полутонов — есть только зло и добро, которые четко выражены без каких-либо оттенков. Сюжет фильма тоже можно назвать примитивным — без фантастической составляющей он вырождается в обычное спасение принцессы, которая, правда, и сама может постоять за себя. Отметим, что у картины всего 70% положительных рецензий от профессиональных критиков.

А вот зрители, видимо, считают подобное достоинством и ставят рейтинг 86% — скорее всего, за юмор, которого в «Пятом элементе» много. Настолько, что фильм превратился в комедийный боевик в фантастическом антураже. К тому же в нем понятный юмор, множество забавных ситуаций, а также есть «божественный язык», на котором говорит Лилу в начале фильма — его придумал сам Бессон, а Милла Йовович добавила ряд слов; бадабум на нем, например, означает «конец света». Возможно, совместные лексические упражнения и привели к тому, что они стали мужем и женой.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах