В 1994 году фильм режиссера Гарольда Рамиса и сценариста Дэнни Рубина «День сурка» не стал выдающимся хитом проката; он фактически не получил ни одной престижной премии или номинации. Но именно эта лирическая комедия с элементами фантастики стала именем нарицательным для сюжетов с бесконечно повторяющимся днем, который герой должен прожить идеально, чтобы вырваться из временной петли. Идея, разумеется, придумана не Рубиным и Рамисом — и раньше были произведения с подобной историей. Но всё, что снималось после «Дня сурка», автоматически сравнивалось с этой картиной. Фантастическая «Грань будущего» с Томом Крузом в роли главного специалиста по уничтожению инопланетян, дилогия «Счастливого дня смерти», отсылающая сразу ко всем фильмам ужасов с неуловимым маньяком в маске — у них не было ни единого шанса стать чем-то оригинальным и не избежать обвинений в подражании. Как и у сурового боевика «День курка», который наконец выходит в российский прокат.
Утро бывшего агента специального подразделения Роя Палвера (Фрэнк Грилло) начинается одинаково — его хотят убить. Сначала он просыпается от приставленного к горлу ножа, потом его квартиру разносит вдребезги внезапно появившийся вертолет. Ему предстоит стать участников увлекательных гонок на автомобилях с парой симпатичных женщин-убийц, увернуться от различных смертельных подарков, всегда прилетающих с неожиданной стороны. Ну а когда враги вроде бы заканчиваются, Рой заходит пропустить стаканчик-другой в свой любимый бар. И снова умирает.
Правда, постепенно после череды смертей Рой узнает, что за нападениями на него стоит полковник Клайв Вентор (Мел Гибсон). Этот полковник работает над каким-то сверхсекретным проектом, который связан с управлением временем, а за науку у него в команде отвечает бывшая жена Роя Джемма (Наоми Уоттс). И Рою предстоит сделать невозможное — убить полковника, спасти жену и сына (а заодно и всё человечество), но за очень короткий, почти нереальный срок. И на помощь ему приходит время, которого у него огромное, бесконечное количество.
В российской адаптации названия — «День курка» — сходство боевика режиссера и сценариста Джо Карнахана и «Дня сурка» выражено очень отчетливо. Но в оригинале фильм называется «Boss Level» — этот термин пришел из компьютерных игр и означает финального босса, которого нужно одолеть игроку для победы. Но в целом перевод получился адекватным, просто в «Дне сурка» герой Билла Мюррея учился играть на пианино и спасать котят, а персонажу в исполнении Грилло бесконечно время нужно для освоения искусства боя на мечах.
Бешенный ритм картины, возможно, стал следствием долгого времени работы над ним. Карнахан, известный по боевикам «Козырные тузы», «Команда-А» и «Схватка», впервые рассказал об этом проекте около десяти лет назад, тогда же главную роль получил Фрэнк Грилло. В те годы этот актер был не слишком известен, но за время разработки «Дня курка» успел засветиться в Марвеловской супергеройской киновселенной и вообще серьезно подтянуть свою популярность.
Впрочем, в «Дне курка» все актеры сыграли свои роли на «отлично» — постаревший Гибсон органичен в роли злодея, Наоми Уоттс — в роли гениального ученого, и даже убийцы — по крайней мере, те из них, у кого достаточно экранного времени, — оказываются не безликой массой, а яркими индивидуальностями. Фактически ко «Дню курка» может быть лишь одна претензия — в какой-то момент в фильме появляется слишком много семейных ценностей, хотя, наверное, без них эта история оказалась бы неполной. Но на ритм последнего боя это отвлечение влияет сильно.
В принципе, «День курка» — это «День сурка» со взрослым рейтингом, не предназначенным для семейной аудитории. Кровь здесь льется галлонами, внутренности вылетают тоннами, а жестокость экранных убийц возмутила бы их «коллег» из реальной жизни. И этот аттракцион боли и смерти почти не останавливается с начала фильма и до самого финала, напоминая лучшие боевики 80-х и 90-х годов прошлого века. Хотя, честно говоря, Арнольд Шварценеггер или Сильвестр Сталлоне никогда не были настолько кровожадны.