Москвовед Татьяна Воронцова нашла ответы на эти вопросы и рассказала «АиФ», где в картине «Мастер и Маргарита» проходил бал Сатаны.
Патриаршие или Чистые?
В картине «Мастер и Маргарита» Юрия Кары, снятой в 1994 г., но долгое время не видевшей свет из-за разногласий режиссёра и продюсеров ленты, Москва появляется в первых же кадрах: красивый панорамный вид Кремля и Патриарших прудов, с высоты птичьего полёта среди плотной городской застройки выглядящих зелёным прямоугольником с прудиком в центре.
«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина...» Действие начинается с того, что Берлиоз (Михаил Данилов) и Бездомный (Сергей Гармаш) приходят на бульвар. «Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной». Но в фильме герои сидят наоборот — спиной к Патриаршим прудам, лицом к Малой Бронной (1). Посадив героев таким образом, оператор убивает сразу двух зайцев — показывает павильончик, стоящий на пруду, и узнаваемый рисунок ограды. И московский зритель сразу понимает: дело происходит действительно на Патриарших. Но дальше — монтаж. Берлиоз и Бездомный переходят трамвайные пути и пьют воду на Чистых прудах (2). В кадре театр «Современник». Объясняется подмена просто: в романе Берлиозу голову отрезает трамвай, но на Патриарших трамвайных путей нет.
![В фильме герои сидят наоборот — спиной к Патриаршим прудам, лицом к Малой Бронной.](https://static1-repo.aif.ru/1/1a/915060/9d9f4184a253ace68b7016a7e1b9b254.jpg)
Дальше погоня Бездомного за странной троицей Воландом (Валентин Гафт), Коровьевым (Александр Филиппенко) и котом Бегемотом (Виктор Павлов). Мелькают переулки в окрестностях Патриарших, потом герой Гармаша оказывается на Васильевском спуске и Красной площади. Слышим вопль Бездомного: «Здесь, в Кремле, укрылась нечистая сила!» Нам показывают и «МАССОЛИТ», у Булгакова эта литературная организация располагалась на бульваре, но киношники поселили литераторов в Центре восстановительной медицины и реабилитации у ст. м. «Речной вокзал». Усадебный дом купца Митрофана Грачёва ещё называют «Монте-Карло в Ховрино»: по преданию, он выиграл деньги на постройку особняка в карты и попросил архитектора Льва Кекушева, чтобы постройка напоминала по виду казино в Монте-Карло.
Клиника профессора Стравинского, куда отвезли Иванушку Бездомного и где к тому моменту обитал Мастер (Виктор Раков), в романе находится на окраине города. Но в фильме нам показывают самый центр — врачебно-физкультурный диспансер на Земляном Валу, 53, стр. 8 (3). Место это популярно у киношников, вспомним хотя бы «Покровские ворота». У бывшей усадьбы Усачёвых-Найдёновых очень приметное крылечко, на котором сидят львы и грифоны, они как раз и мелькают в кадре «Мастера и Маргариты».
![У бывшей усадьбы Усачёвых-Найдёновых очень приметное крылечко, на котором сидят львы и грифоны.](https://static1-repo.aif.ru/1/dd/915127/aebf75d67282f1fa7aa74dd5e0b5f0cd.jpg)
Кого Булгаков не приглашал
Для сеанса чёрной магии Воланда Кара нас приводит в сад «Эрмитаж» на Каретном Ряду (4). Роскошные фонари, аллеи, аттракционы, летняя эстрада. Зданием варьете, где проходит выступление Воланда, стал Зеркальный театр, который сегодня занимает «Новая опера».
![Зданием варьете, где проходит выступление Воланда, стал Зеркальный театр, который сегодня занимает «Новая опера».](https://static1-repo.aif.ru/1/92/915075/c8b1866edf18e5ddcfaffe45ef7acefc.jpg)
Особняк Маргариты (Анастасия Вертинская) расположен на Остоженке, 21 (5). Отсюда в одну из ночей она вылетает на метле. Пролетая около Дома драмлита, где жил ненавистный ей критик Латунский (Владислав Ковальков), разгромивший роман Мастера, героиня Вертинской разбивает ему окна. У Булгакова во время полёта Маргарита невидима и абсолютно обнажена, а в картине героиня своим полётом привлекает внимание прохожих.
В романе встреча Азазелло (Владимир Стеклов) и Маргариты происходит в Александровском саду, а в фильме герои сидят на скамеечке, поставленной кинематографистами на Большом Москворецком мосту.
![В фильме герои сидят на скамеечке, поставленной кинематографистами на Большом Москворецком мосту.](https://static1-repo.aif.ru/1/d5/915072/6a8964cbf6425832540534f5ab5f7b7d.jpg)
Подвальчик, где жил Мастер, снимали в Мансуровском пер., 9 (6). Это деревянный дом на каменном основании, в фильме можно увидеть его и снаружи, и изнутри. Но в сцене, когда Маргарита спешит к Мастеру, по воле киношников героиня почему-то идёт по Малому Ивановскому пер.
Великий бал у сатаны начинается в замечательной подмосковной усадьбе «Марфино» в 25 км от Москвы по Дмитровскому ш., там сегодня размещается санаторий. В роскошном комплексе снимались эпизоды приезда гостей. Архитектура в стиле неоготики, навевающая мрачные мысли... А непосредственно бал проходил в Сандунах (Неглинная, 14, стр. 7) (7). Действующие с 1808 г. публичные бани не раз уже привлекали внимание кинематографистов. В бассейне Сандунов великий Сергей Эйзенштейн снимал в 1925 г. шторм на Чёрном море для немой ленты «Броненосец «Потёмкин». В Сандунах парились персонажи Сергея Бодрова-младшего в «Брате-2» и Арнольда Шварценеггера в «Красной жаре». В Сандуны приезжают герои картины «Старый Новый год». В фильме Юрия Кары на балу у Сатаны присутствуют Ленин, Сталин, Гитлер, Пётр I, Наполеон. Булгаков бы этому очень удивился — он их «не приглашал».
![Бал проходил в Сандунах.](https://static1-repo.aif.ru/1/46/915061/a5af1fb8ff6da531ba162739a5573ab7.jpg)
«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло». У Булгакова герои рассматривают Москву с дома Пашкова. Но в фильме съёмки ведутся с крыши Российской государственной библиотеки им. Ленина (Воздвиженка, 3/5) (8). С «Ленинки» открывались более удачные ракурсы на Кремль, на центр города, и не попадал в кадр образец хрущёвской архитектуры Государственный Кремлёвский дворец, разрушающий антураж 1920-1930-х гг. Скульптуры, которые высятся на крыше библиотеки, в фильме обмотаны тканью и перевязаны верёвками, что тоже создаёт мистическую ауру.
![С «Ленинки» открывались более удачные ракурсы на Кремль, на центр города.](https://static1-repo.aif.ru/1/05/915128/3f6151d7b83003489fea03fb38c105e3.jpg)
В финале мы слышим слова Воланда о Москве: «Какой интересный город, не правда ли?» И с героем Валентина Гафта трудно не согласиться.