Режиссер, сценарист и продюсер Ренат Давлетьяров уже несколько раз обращался к теме войны. В 2015-м вышла его версия экранизации повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...», которую не слишком тепло приняли зрители. В 2019-м он чуть ли не первым в российском кино снял фильм о войне на востоке Украины — «Донбасс. Окраина», эта лента тоже не стала хитом проката, но многие отмечали её антивоенную направленность. Сейчас в прокат выходит «Лётчик», в котором Давлетьяров отдает дань уважения подвигу пилотов Великой Отечественной.
В декабре 1941 года лётчик Николай Комлев (Пётр Фёдоров) знакомится с Ольгой (Анна Пескова) — актрисой, у которой два вора украли карточки. Они влюбляются друг в друга, но вскоре вынуждены расстаться — Комлев отправляется на фронт. Во время одного из боевых вылетов в районе Демянска его штурмовик Ил-2 подбивают, и самолёт падает за линией фронта. Стрелок погибает в перестрелке с немцами, а Комлеву удается скрыться в лесу.
Он долго скитается, пытаясь выйти к своим. Попадается патрулю, голодает, едва не становится добычей волков. Его ранили, у него обморожены ноги — и только воля к жизни не дает ему погибнуть. В конце концов он оказывается у своих, но с ампутированными ногами вряд ли вернется в авиацию — хотя хочет и дальше бить немцев и считает, что может это делать.
Эта история очевидным образом напоминает историю Алексея Маресьева, которую описал в «Повести о настоящем человеке» Борис Полевой. Маресьев был сбит чуть позже, в апреле 1942-го — но как раз в районе Демянска. Где-то в то время советские войска пытались ликвидировать так называемый «демянский котел», а на самом деле — узкий выступ в линии фронта, который немцы не хотели сдавать как потенциальный плацдарм для наступления на Москву. Самолет Маресьева упал в глухом лесу, он 18 суток выбирался к своим; в госпитале врачи вынуждены были ампутировать ему голени из-за гангрены. За год лётчик сумел восстановиться, научился летать на протезах и вернулся на фронт.
Но создатели картины подчеркивают — их «Лётчик» это не только Маресьев. В финальных титрах перечислены имена ещё восьми советских летчиков, вернувшихся в боевую авиацию после ампутации ног. Да и сам фильм Далетьярова слишком далеко отходит и от «Повести» Полевого, и от реальной истории Маресьева, чтобы быть обычным байопиком.
Фактически это попытка создать максимально обезличенную историю подвига — причем не только главного героя, но и тех, кого он встречает на своём нелегком пути. Это и его радист-стрелок, оставшийся прикрывать командира после вынужденной посадки, и деревенский староста, который скрывает в подполе двух окруженцев, и один из этих солдат — фельдшер, который спасает жизнь, оперируя Комлева буквально в походных условиях.
История абстрактного подвига и получилась, но для неё Давлетьярову пришлось использовать и несколько навязчивых уже штампов, которые часто эксплуатирует современное российское кино о Великой Отечественной. Тут и те самые воры, которые в Москве конца 1941-го ведут себя слишком нагло, и старик-крестьянин, который верит в возвращение Красной армии, и предатель. Правда, в «Лётчике» не стали показывать сотрудников госбезопасности или СМЕРШа, что выгодно отличает этот фильм.
Впрочем, эти штампы и даже излишний пафос ближе к финалу не особенно мешают «Лётчику». Это зрелищный фильм, особенно в сценах с самолетами, которые у нас снимают на достаточно высоком уровне, с применением новейших технологий и спецэффектов — можно вспомнить, например, прошлогоднего «Девятаева» Тимура Бекмамбетова, в котором метод показа воздушных боев впечатлил даже самых прожженных циников.